САЙТ РАБОТАЕТ В ТЕСТОВОМ РЕЖИМЕ
Главная / Пресс-служба / Интервью, выступления, публикации

Информационно-аналитическое управление

Почтовый адрес: 220010, Республика Беларусь, г. Минск,
ул. Советская, 11.

Факс:  +375 (17) 222-32-13
Тел.:    +375 (17) 222-64-75
             +375 (44) 755-22-94

Электронная почта: inform@house.gov.by

17.03.2017

Деньги любят счет


17.03.2017

За счет чего можно поднять среднюю зарплату по стране и какие ресурсы следует для этого задействовать?

На финансовом рынке наметились позитивные тренды. В марте впервые за два года золотовалютные резервы превысили пять миллиардов долларов. Снижается инфляция. Если в 2014 году она была выше 16 процентов, в 2015-м составила 12,5 процента, то по итогам прошлого года опустилась до 10,5 процента. Замедление инфляции отразилось и на снижении ставки рефинансирования. Она с 15 марта зафиксирована на отметке 15 процентов годовых. Все это, безусловно, влияет на удешевление кредитов для предприятий и оживление реального сектора. А от роста экономики зависят доходы населения. Президент в очередной раз напомнил о том, что к концу года средняя зарплата по стране должна подняться до планки 500 долларов в эквиваленте. За счет чего можно решить эту задачу и какие ресурсы следует для этого задействовать?

ЗАРПЛАТА ОТ СЛОВА “ЗАРАБОТАТЬ”

Валерий Бороденя, депутат Палаты представителей Национального собрания

Сформулированная Президентом амбициозная задача повышения доходов до определенного уровня вызвала шквал споров. Мнения часто сводятся не к анализу возможности и вероятности достижения поставленной цели, а к критике, причем не всегда конструктивной. Рост доходов связывается с неконтролируемой эмиссией, инфляцией, риском девальваций. В качестве альтернативы и единственно верного решения предлагаются “структурные реформы” экономики, которые чаще связывают с изменением отношений собственности, уходом государства из экономики.

А так ли противоречивы административный подход к уровню доходов населения и требования трансформировать экономику в сторону меньшего участия государства, расширения предпринимательской инициативы? Ведь как ни меняй отношения собственности, власть всегда обязана решать задачи по повышению благосостояния граждан, а любой собственник должен заниматься вопросами эффективности производственных систем. Инструментарий повышения доходов в реальном секторе экономики одинаков практически для любого предприятия с поправкой на специфику отрасли.

Очевидно, что рост зарплаты должен быть адекватным росту производительности труда, то есть деньги должны быть заработаны. В свою очередь на увеличение производительности труда влияют управленческие, технологические, структурные группы факторов. Это и повышение квалификации и мотивации персонала, инновации в сфере управления, организации производства и труда. Не секрет, что чем дольше работает предприятие, тем сложнее отойти от привычных схем работы, однако именно в сегменте повышения мотивации работников наши промышленные гиганты способны на быстрые и существенные изменения.

Вторая группа факторов связана с механизацией, автоматизацией, компьютеризацией производства, внедрением прогрессивных технологических процессов, применением новых видов материалов, совершенствованием конструкций изделий. Часто и здесь можно найти серьезный потенциал роста. И эти нетривиальные задачи решаемы, особенно если учитывать высокий интеллектуальный потенциал, сконцентрированный в Парке высоких технологий.

К структурным факторам можно отнести возможности по выпуску более дорогостоящей и менее трудоемкой продукции, аутсорсинг с целью повышения эффективности собственного производства, производственная кооперация. Ускорить оборачиваемость капитала можно на основе применения логистики и маркетинга, тех концепций управления, которые возникли в ответ на постоянно усиливающуюся конкуренцию. К сожалению, пока мы не можем сказать, что эти концепции стали частью нашей жизни, скорее, они рассматриваются как набор инструментов, а значит, и в этом направлении следует работать. Реализация как принципов маркетинга, так и принципов логистики возможна тогда, когда каждый работник предприятия ощущает собственную ответственность за конечный продукт.

Шаги, продекларированные государством в направлении раскрепощения предпринимательской инициативы, снижения административного давления на бизнес, создают серьезные предпосылки для переформатирования производства, его оптимизации. А неизбежность такого пути подтверждается усилением конкуренции, ростом барьеров как на новых рынках, так и на традиционных. В связи с этим в среднесрочной и долгосрочной перспективе обязательным условием устойчивого роста доходов населения является диверсификация экспорта, освоение новых рынков.

Отсюда вывод: за рост доходов работников предприятий они сами отвечают в гораздо большей мере, чем государство. От того, смогут ли коллективы сформировать корпоративную культуру, направленную на создание высококонкурентного продукта, оптимизировать расходы, постоянно осваивать новые инновационные технологии как в производстве, так и в управлении, зависит коммерческий успех их деятельности.

Заголовки публикаций в СМИ

Все публикации
Главные новости
Все новости Законодательная деятельность Международная деятельность Общественно-политическая деятельность