Главная / Пресс-служба / Интервью, выступления, публикации

Информационно-аналитическое управление

Почтовый адрес: 220010, Республика Беларусь, г. Минск,
ул. Советская, 11.

Факс:  +375 (17) 222-32-13
Тел.:    +375 (17) 222-64-75
             +375 (44) 755-22-94

Электронная почта: inform@house.gov.by

21.11.2017

Финансовые рычаги добра: какие преференции могут превратить социальные предприятия в успешный бизнес

21.11.2017

Во всем мире количество социальных предприятий растет. А в нашей стране только-только начинают исследовать эту благодатную почву. Опасений много. С одной стороны, возникает вопрос, готов ли бизнес решать проблемы общества, с другой — реально ли, делая добрые дела, заработать деньги? Изучаем тему.

Бизнес, решающий социальные проблемы и приносящий при этом прибыль, не мифическая картина, а вполне себе осязаемая реальность. Например, в Болгарии, Греции, Швеции, Франции создана законодательная основа для поддержки и стимулирования развития социальных предприятий. В нашей стране уже который год эта тема циркулирует в воздухе, но акценты в этом вопросе пока никак не решаются расставить. Пока преференции получают лишь те предприятия, которые занимаются трудоустройством людей с инвалидностью. Хотя границы социального предпринимательства намного шире. Можно ли в этом деле получить доход, готов ли бизнес вкладываться в социалку и появится ли у нас отдельный закон, регламентирующий такую деятельность? Изучаем вопрос.

Ресурсы для развития

Многие считают, что на социальном бизнесе заработать нельзя.

— Это миф, — уверена депутат Палаты представителей Национального собрания Жанна Стативко. — К примеру, в Бресте создали частное учреждение «Социальное партнерство». Основной целью которого является обучение и дальнейшее трудоустройство людей с инвалидностью, а также пенсионеров. Сложностей было много, но в результате на самоокупаемость получилось выйти за первые три месяца работы. Учреждение специализируется в основном на оказании аутсорсинговых бухгалтерских и кадровых услуг, работая как на дому, так и в офисе. Можно привести еще немало успешных примеров работы социальных предприятий. Так, в Столине — по сбору и переработке полиэтиленовой пленки, в Барановичах — по пошиву обуви, и оба работают с прибылью.

По сути, у социального бизнеса имеются ресурсы для развития — это государственные субсидии, коммерческая прибыль, частные пожертвования, средства программ и грантов, волонтерский труд.

— Однако для более широкого вовлечения в социальное предпринимательство необходимо в первую очередь законодательно определить термины «социальное предприятие» и «социальное предпринимательство», порядок предоставления такого статуса, формы государственной помощи, а также принципы измерения позитивного социального воздействия. Только тогда будут созданы предпосылки для его развития и поощрения, — обращает внимание Жанна Стативко.

Поэтому необходимы новые законодательные решения. А пока все преференции распространяются лишь на труд людей с инвалидностью, у нанимателей нет большого желания взять на работу, скажем, человека с алкогольной или наркотической зависимостью. Но ведь количество неконкурентоспособных на рынке труда увеличивается. Кроме того, и в сфере оказания социальных услуг будут востребованы эти предприятия. Все-таки бизнес пока не очень готов что-то делать на безвозмездной основе.

Заголовки публикаций в СМИ

Все публикации
Главные новости
Все новости Законодательная деятельность Международная деятельность Общественно-политическая деятельность