Рус Бел En
Главная / Пресс-служба / Интервью, выступления, публикации

Информационно-аналитическое управление

Почтовый адрес: 220010, Республика Беларусь, г. Минск,
ул. Советская, 11.

Факс:  +375 (17) 222-32-13
Тел.:    +375 (17) 222-64-75
             +375 (44) 755-22-94

Электронная почта: inform@house.gov.by

22.06.2018

Финансы требуют ликбеза

22.06.2018

Кто должен быть в ответе за то, чтобы уроки денежной науки давались гражданам легко и без потерь?

Показательный факт. Еще пять лет назад наши граждане лишь около 20% покупок оплачивали карточкой. Сегодня же на безналичные платежи приходится без малого половина всех расчетов. Освоение финансового мира — процесс небыстрый, но результат налицо. Впрочем, заниматься шапкозакидательством не стоит. Уровень финансовой грамотности населения в целом у нас оставляет желать лучшего: по результатам национального исследования, в позапрошлом году тех, кто разбирается в денежной теме, было около 60% согласно тесту по финансовой математике и примерно 36% — по тесту на финансовую осведомленность. Тем временем с 2013-го у нас реализуется план совместных действий госорганов и участников рынка. Его цель — повысить финансовую образованность граждан. В этом году срок действия документа подходит к концу. Чего ждать дальше? И кто должен быть в ответе за то, чтобы уроки денежной науки давались гражданам легко и без потерь?

ЗНАНИЯ ПРИНОСЯТ ДИВИДЕНДЫ

Валерий Бороденя, депутат Палаты представителей:

Сегодня формируются новые финансовые инструменты. Из-за глобализации границы стираются, человек не ограничен в общении. И для того, чтобы развиваться ускоренно, демонстрировать успехи, необходимо принимать нетривиальные решения, в том числе и в финансовой области. А для этого нужны знания, умения, навыки.

Взять такой факт. Президент поручил Правительству и Национальному банку внести пакет системных предложений по формированию и эффективному функционированию финансового рынка. Однако решение этой задачи невозможно без широкого вовлечения всех сторон экономических отношений — и финансовых институтов, и предпринимателей, и населения. Например, эффективная работа инвестиционных фондов немыслима как без активности акционерных обществ, заинтересованных в привлечении капитала и ради этого производящих эмиссию акций, так и без доверия населения к ценным бумагам.

Человек, вкладывая свои средства в акции предприятия, рассчитывает увеличить свой капитал, и если у него нет уверенности, что эти инвестиции оправдают себя, он найдет другие пути сохранения и приумножения своего богатства. Традиционно это инвестиции в недвижимость, иностранную валюту, драгоценные металлы.

С точки зрения обычного гражданина такой выбор абсолютно оправдан. Однако перед государством стоит задача диверсифицировать пути привлечения инвестиций в экономику и предоставить населению больше финансовых инструментов, обеспечив разумный баланс возможностей и рисков. Решается эта непростая задача в том числе и посредством повышения финансовой грамотности населения.

В нашей недавней истории круг финансовых инструментов был чрезвычайно узок, и сейчас мы должны заново формировать понимание природы функционирования рыночных механизмов. Ведь людям старшего поколения зачастую невдомек, что покупка акций не означает, что ее обладатель будет получать некие дивиденды. Это означает лишь то, что человек доверяет этому предприятию или этой идее, готов разделить риски бизнеса. Да и акционерное общество, его органы управления должны разделять философию совместного управления, формировать корпоративные правила управления, понимать, что принятие стратегических решений уже не централизовано, а зависит от мнений держателей акций. Та же история и с лизинговыми схемами. Предпринимателям или гражданам, рассматривая идею приобретения того или иного имущества посредством лизинговых схем, нужно понимать: это имущество должно генерировать доходы, только тогда привлечение лизинга оправданно и не несет в себе чрезмерных рисков.

Обучение экономической грамотности должно начинаться еще в детстве и не прекращаться никогда. Уже сегодня следует интересоваться природой криптовалют, их возможностями, ограничениями, поскольку мы не можем с достаточной долей достоверности сказать, как будут выглядеть платежные системы государств через 50—100 лет, а может, и раньше.

Именно поэтому я считаю правильным со школьной скамьи прививать детям финансовую грамотность, давать ее как часть учебного материала в тех дисциплинах, где это уместно, и в виде факультативов предлагать всем желающим.

А для взрослых лучшим методом обучения являются более решительные шаги государства по развитию рынков. Это и развитие инвестиционных фондов (закон уже принят, то есть основа заложена), и стимулирование менеджмента государственных предприятий посредством включения их в состав держателей акций, более активное разгосударствление через продажу акций, принадлежащих государству. Необязательно продавать контрольные пакеты: если мы хотим привлечь внутренние инвестиции, то, покупая акции, человек не всегда стремится к управлению, чаще лишь к сохранению и приумножению капитала. И покупка акций — это демонстрация доверия к предприятию. Да и более смелые шаги, такие как принятие Декрета № 8 Президента Республики Беларусь “О развитии цифровой экономики”, конечно же, способствуют развитию экономической грамотности и должны быть продолжены. В современном мире выигрывает тот, кто поступает не как другие, а может обогнать время.

Заголовки публикаций в СМИ

Все публикации
Главные новости
Все новости Законодательная деятельность Международная деятельность Общественно-политическая деятельность