Главная / Пресс-служба / Интервью, выступления, публикации

Информационно-аналитическое управление

Почтовый адрес: 220010, Республика Беларусь, г. Минск,
ул. Советская, 11.

Факс:  +375 (17) 222-32-13
Тел.:    +375 (17) 222-64-75
             +375 (44) 755-22-94

Электронная почта: inform@house.gov.by

27.02.2019

Комментарий к Закону от 30.12.2018 № 160-з «О республиканском бюджете на 2019 год»

27.02.2019

Закон от 30.12.2018 № 160-З «О республиканском бюджете на 2019 год» (далее — Закон № 160-З) разработан на основе параметров прогноза социально-экономического развития и основных направлений денежно-кредитной политики на 2019 год, основных направлений бюджетно-финансовой и налоговой политики Республики Беларусь на 2019–2021 г.г, изменений и дополнений, вносимых в бюджетное и налоговое законодательство, ожидаемого исполнения республиканского и местных бюджетов в 2018 году.

Доходы бюджета

Согласно Закону № 160-З доходы республиканского бюджета на 2019 год утверждены в объеме  23 683 млн. руб. (18,3 % ВВП), или 100,8 % к 2018 году и  119,8 % к 2017 году.

Поступление налоговых доходов по отношению к прошлому году составляет 102,0 %, в т.ч.  налогов на товары (работы, услуги) — 106,7 %. из них НДС и акцизов соответственно 108,6 % и 101,5 %. Динамика налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности предусматривается на уровне 86,6 %, в т.ч. вывозных таможенных пошлин — 74,3 %. Объем налогов на доходы и прибыль прогнозируется с ростом 119,1 %.

Поступление неналоговых доходов запланировано в объеме 108,8 %, в  т.ч. доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности — 118,5 %.

Ниже уровня 2018 года прогнозируются безвозмездные поступления — 85,9 %.

Наибольший удельный вес в доходах республиканского бюджета занимают налоговые доходы — 77,6% (18 383 млн. руб.). В свою очередь, 49,5 % или 11 713  млн. руб. доходов бюджета составляют налоги на товары (работы, услуги). Из них 36,5 % (8652 млн. руб.) и 10,2 % (2412 млн. руб.) составляют, соответственно, НДС и акцизы. При этом поступление акцизов планируется за счет:

– акцизов на табачные изделия — 843 млн. руб.,

– на водку и ликероводочные изделия — 567 млн. руб.,

– на автомобильное топливо — 541 млн. руб.

Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности занимают 18,4 % доходов бюджета (4357 млн. руб.). Основная часть их приходится на вывозные таможенные пошлины — 10,8% (2554 млн. руб.), в т.ч.:

– вывозные таможенные пошлин на нефтепродукты — 1390 млн. руб.

– вывозные таможенные пошлины на калийные удобрения — 846 млн. руб.

Удельный вес налогов на доходы и прибыль предусматривается в сумме 7,28 % или 1724 млн. руб.

На долю неналоговых доходов приходится 11,8 % (2792 млн. руб.), из них 7,1 % или 1682 млн. руб. — на доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности.

Удельный вес безвозмездных поступлений прогнозируется на уровне 10,6% доходов бюджета (2508 млн. руб.), в т.ч. безвозмездные поступления от иностранных государств — 7,2% или 1698 млн. руб.

Расходы бюджета

Расходы республиканского бюджета на 2019 год утверждены в объеме 21 981 млн. руб. (17 % ВВП), или 105,1 % к 2018 году и 123,1 % к 2017году.

Наибольшую долю в расходах республиканского бюджета занимают расходы по разделу «Общегосударственная деятельность» — 47,1 % (10 360 млн. руб.), или 101 % к прошлому году.

Объем расходов по подразделу «Государственные органы общего назначения» запланирован в объеме 671 млн. руб., из них на финансовые и налоговые органы направляется 311 млн. руб., на органы государственного управления и другие органы исполнительной  власти общего назначения — 132 млн. руб.

На «Международную деятельность» выделяется 293 млн. руб., в т.ч. на открытие и содержание дипломатических представительств и консульских учреждений — 147 млн. руб., на отчисления в бюджет Союзного государства — 59 млн. руб.

На обслуживание государственного долга в 2019 году направляется 2977 млн. руб., или с ростом 125,8 %, в т.ч. 2349 млн. руб. (78,9 % от общей суммы ) — на обслуживание внешнего государственного долга ( 130,7 % к 2018году).

На реализацию государственной научно-технической политики предусматриваются ассигнования в объеме 284 млн. руб. В т.ч. на:

•        фундаментальные научные исследования запланировано выделение 111 млн. руб.,

•        на финансирование прикладных исследований по государственным и научно-техническим программам — 68 млн. руб.

На развитие материально-технической базы государственных научных организаций направляется 20 млн. руб. Дополнительным источником инновационного развития являются также средства республиканского централизованного инновационного фонда (173 млн.  руб.).

Резервные фонды на 2019 год прогнозируются в объеме 234 млн. руб., или 25,4 % к уровню 2018 года), из них Резервный фонд Президента Республики Беларусь — 210 млн. руб.(23,3 %).

Для обеспечения источниками финансирования запланированных расходов бюджетов областей и г. Минска, а также сбалансированности внебюджетного ФСЗН в 2019 году из республиканского бюджета предусмотрены межбюджетные трансферты в объеме 5111 млн. руб. (107,9 % к 2018 году). Из них:

•        3821 млн. руб. — трансферты бюджетам других уровней;

•        1290 млн. руб. — трансферты государственным внебюджетным фондам.

Всего на общегосударственную деятельность из консолидированного бюджета направляется 9183 млн. руб.

В текущем году в социальную сферу страны из республиканского бюджета направляется 4659 млн. руб., или 21,2 % его расходов.

Наибольший удельный вес в расходах бюджета на социальную сферу занимают ассигнования на социальную политику — 8,9 % (1958 млн. руб.) и 113,4 % к 2018 году, из них средства, направляемые на пенсионное обеспечение служащих силовых структур — 4,8 % (1057 млн. руб.) На помощь семьям, воспитывающим детей, приходится 343 млн. руб. и помощь в обеспечении жильем, выражающуюся в основном в компенсации потерь банкам, — 304 млн. руб.

Расходы консолидированного бюджета на социальную политику составят 2983 млн. руб.

В 2019 году из республиканского бюджета на образование направляется 1048 млн. руб. (114,7 % к прошлому году), из них 753 млн. руб. — на высшее и послевузовское образование, 85 млн. руб. — на среднее специальное образование.

На финансирование мероприятий, направленных на обеспечение заказа отраслей экономики и социальной сферы на подготовку специалистов с высшим образованием выделяется 752 млн. руб.

Для развития общего среднего образования из республиканского бюджета выделяется 75 млн. руб., в т.ч.  на функционирование учреждений общего среднего образования республиканской формы собственности — 32 млн. руб., на издание новых учебников и пособий для учащихся учреждений общего среднего образования — 30 млн. руб.

Помимо этого, 27 млн. руб. направляется на финансирование иной деятельности в сфере образования.

За счет осуществления платного обучения планируется дополнительно получить 564 млн. руб.

Ассигнования консолидированного бюджета на образование прогнозируются в сумме 6366 млн. руб.

Минимальный норматив бюджетной обеспеченности расходов на образование в разрезе областей и г. Минска предусматривается от 627,9 млн. руб. (Гродненская область) до 933,9 млн. руб. (г. Минск).

В части финансирования здравоохранения расходы республиканского бюджета запланированы в объеме 1020 млн. руб., или 112,6 % к 2018 году. Средства будут направлены на оказание медицинской помощи населению — 500 млн. руб., другие вопросы в области здравоохранения — 497 млн. руб., в т.ч. на приобретение лекарственных средств и изделий медицинского назначения выделяется 359 млн. руб., медицинского оборудования — 50 млн. руб.

С учетом средств местных бюджетов расходы  консолидированного бюджета на  здравоохранение  составят 5397 млн. руб.

Минимальный норматив бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя определен в целом по республике в размере 567,44 руб., по областям и г. Минску — 461,1  руб. (с дифференциацией в разрезе областей и г. Минска).

Расходы республиканского бюджета на 2019 год по разделу «Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации» планируются в сумме 633 млн. руб. (157,1 % к предыдущему  году.)

Из общей суммы расходов 333 млн. руб. направляется на физическую культуру и спорт (ростом —  176,2 %). На финансирование прочих вопросов в области  физической культуры и спорта  планируется 68 млн. руб. (463 %), что обусловлено проведением II  Европейских игр 2019 года в г. Минске.

Расходы по подразделу  «культура» предусматриваются в объеме 147 млн. руб. (146 % к 2018 году), СМИ — 151 млн. руб.(135,2 %).

Ассигнования консолидированного бюджета на финансирование расходов раздела составят 1386 млн. руб.

На национальную оборону направляется 1240 млн. руб., (5,6 % расходов республиканского бюджета или 102,2% к 2018 году), из консолидированного бюджета — 1248 млн. руб.

На финансирование судебной власти, правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности в текущем году из средств республиканского бюджета выделяется 2312 млн. руб., (10,5 % средств бюджета) или 106,1 % к прошлому году. При этом 854 млн. руб. (3,9 % средств  бюджета) направляется на функционирование органов внутренних дел.

В консолидированном бюджете на финансирование данного раздела предусматривается 2423 млн. руб.

На поддержку отраслей национальной экономики в 2019 году из республиканского бюджета выделяется 3214 млн. руб., или 14,6 % его расходов. Это 104,1 % к предыдущему году. При этом 964 млн. руб. из них направляется на финансирование промышленности, строительства и архитектуры, в т.ч. 944 млн. руб. — на прочие вопросы в области промышленности, строительства и архитектуры из которых 797 млн. руб. выделены на государственную поддержку реального сектора экономики и компенсацию потерь банкам и лизинговым компаниям).

На финансирование сельского хозяйства и рыбохозяйственной деятельности в 2019 году из республиканского бюджета выделяется 500 млн. руб. (97,1 % к 2018 году).

В качестве оказания прямых мер поддержки агропромышленного комплекса за счет средств республиканского бюджета предусмотрено финансирование мероприятий подпрограмм Государственной программы развития аграрного бизнеса в Республике Беларусь на 2016–2020 г.г. в сумме 484  млн. руб., в т.ч. ассигнования на развитие растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства — 23 млн. руб., развитие рыбохозяйственной деятельности — 7 млн. руб., сохранение и использование мелиоративных земель — 75 млн. руб., компенсацию (возмещение) и субсидии на уплату процентов по кредитам банков — 238 млн. руб. и др.

На финансирование сельского хозяйства и рыбохозяйственной деятельности в консолидированном бюджете предусматривается 1363 млн. руб.

Расходы республиканского бюджета на ведение лесного хозяйства составят 209 млн. руб. (109,7 % — к уровню 2018 года).

На дорожное хозяйство направляется 948 млн. руб., из которых 700 млн. рублей — средства республиканского дорожного фонда. В 2019 году средства фонда распределяются на:

•        погашение кредитов банков и выплату процентов по ним — 198 млн. руб.;

•        содержание республиканских автомобильных дорог — 137 млн. руб.;

•        строительство и реконструкция республиканских автомобильных дорог — 95 млн. руб. и др.

На топливо и энергетику из республиканского бюджета выделяется 402 млн. руб. (101 % к 2018 году), в т.ч. на:

•        строительство (реконструкцию) объектов инженерной инфраструктуры для районов жилой застройки в рамках Государственной программы «Строительство жилья на 2016-2020 г.г. » — 106 млн. руб.;

•        уплату процентов и погашение основного долга по кредитам на финансирование расходов по строительству объектов инженерной инфраструктуры к районам жилой застройки — 86 млн. руб.;

•        содержание РУП «Белорусская атомная электростанция» — 91 млн. руб.

На охрану окружающей среды выделяется 93млн. руб., с учетом средств местных бюджетов — 107 млн. руб.

На жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство в 2019 году из республиканского бюджета направляется 102 млн. руб., или 77 % к прошлому году. Основной объем расходов составляют средства местных бюджетов — 1460 млн. руб.

Всего на отрасли национальной экономики  из консолидированного бюджета запланировано направить 4681млн. руб.

Республиканский бюджет сформирован с профицитом в размере 1702 млн. руб. и будет направлен на погашение части государственного долга.

Лимит государственного долга

Законом № 160-З установлены лимиты, обеспечивающие сохранение государственного долга в пределах экономической безопасности:

•        лимит внутреннего государственного долга Республики Беларусь утвержден в размере 10,0 млрд. руб.;

•        внутреннего долга, гарантированного Республикой Беларусь, установлен в размере 3,1 млрд. руб.;

•        внешнего государственного долга Республики Беларусь — 21 млрд. долларов США;

•        внешнего долга, гарантированного Республикой Беларусь — 3 млрд. долларов США.

Леонид КАЧИНА, депутат Палаты Представителей Национального собрания

Александр ХОТЬКО, помощник депутата Палаты Представителей Национального собрания, кандидат экономических наук, доцент

Заголовки публикаций в СМИ

Все публикации
Главные новости
Все новости Законодательная деятельность Международная деятельность Общественно-политическая деятельность