Главная / Пресс-служба / Интервью, выступления, публикации

Информационно-аналитическое управление

Почтовый адрес: 220010, Республика Беларусь, г. Минск,
ул. Советская, 11.

Факс:  +375 (17) 222-32-13
Тел.:    +375 (17) 222-64-75
             +375 (44) 755-22-94

Электронная почта: inform@house.gov.by

28.05.2019

Нанести удар по коррупции

28 мая 2019

23 мая на очередном заседании шестой сессии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь шестого созыва депутаты рассмотрели вопрос «О проекте Постановления Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь «О Декрете Президента Республики Беларусь от 10 мая 2019 года № 3 «О дополнительных мерах по борьбе с коррупцией».

С докладом по данному вопросу выступил Гене¬ральный прокурор Республики Беларусь А.В. Конюк, с содокладом — член Постоянной комиссии по национальной безопасности, наш депутат П.А. Атрощенко.

Мы попросили Петра Алексеевича прокомментировать, какие же дополнительные меры предусматриваются новым постановлением и какую, в целом, представляет опасность коррупция (а это не только взяточничество) для государства.

— Сегодня мы рассматриваем коррупцию, как проблему глобального характера. Она подрывает доверие народа к власти, лишает людей веры в справедливость. А именно эти факторы, как правило, становятся спусковым крючком для общественных протестов. В широком смысле коррупцию можно определить, как использование должностным лицом своего положения, чтобы получить личную выгоду. И рассматривать ее надо как прямую угрозу национальной безопасности, способную разрушить любую социальную и экономическую систему.

— Можете ли Вы поделиться информацией о масштабах коррупции у нас в стране и причинах, порождающих ее?

— Стоит признать, что практически ежедневно сообщается или о задержании очередного чиновника за взятку, или о том, что над коррупционером начался суд. Конфискация имущества и большие сроки заключения (до 15 лет), кажется, мало кого останавливают. Если в 2017 году по ст. 430 УК (Получение взятки) было зафиксировано 736 преступлений, то в 2018 — уже 1168. Часто слышу: цифры растут – это качественная работа правоохранительного блока. Отчасти, это так, но главная причина в том, что наряду с субъективным фактором — неспособностью отдельных чиновников устоять перед искушением быстро обогатиться, существуют причины другого характера, в т.ч. и организационного: незнание должностными лицами антикоррупционного законодательства, низкая требовательность и контроль, недостаточная, а иногда и формальная предупредительно-профилактическая работа. Заслуживает особого внимания работа кадровых аппаратов, юридических служб, подразделений собственной безопасности. Не всегда принимаются меры по устранению причин и условий, порождающих преступления.

Коррупцию еще нигде не победили, но минимизировать коррупционные риски можно. Есть сингапурский опыт, китайский… кстати, именно по этому пути (ужесточения законодательства) они и шли.

— А не кажется ли Вам, что это излишне жестко, ведь мы лишаем людей возможности и желания идти на путь исправления… Зачем? Все равно сидеть установленный срок, какой стимул? И коснется ли это тех, кто уже отбывает наказание?

— Нет, не коснется. А в отношении первой части вопроса, я бы ответил так.

В первую очередь, Декрет №3 «О дополнительных мерах по борьбе с коррупцией» является временным и, на мой взгляд, главная цель декрета в том, чтобы чело-век, наделенный властными полномочиями, крепко задумался, прежде чем преступить черту закона, и четко осознавал последствия своих деяний. Неизбежность наказания — главный фактор, сдерживающий коррупцию.

Правонарушитель должен знать и понимать, что если он решится на со-вершение коррупционного преступления, то свою вину придется искупать «от звонка до звонка».

— Сегодня на слуху громкие коррупционные дела, связанные с задержаниями высокопоставленных чиновников. Именно с ними многие связывают и принятие декрета.

— Это не так. Изменения в антикоррупционное законодательство назревали давно. И эта работа проводится постоянно.

— Тем не менее строгость наказания сама по себе проблемы не решает…

— Да, конечно. В ряде стран наказание за коррупцию — вплоть до пожизненного заключения и смертной казни. Но и там не смогли искоренить это явление. Не менее важно выявить причины, побуждающие людей брать взятки или воровать у государства, ликвидировать условия для совершения преступлений.

Моя позиция такова, что если мы хотим минимизировать уровень коррупции, каждому надо начинать с себя, с изменения своего менталитета. В общественном сознании должна сложиться нетерпимость к коррупционным проявлениям. Как сказал один чиновник, если хотите, чтобы не брали взятки, не давайте их. В этом смысле всем нам, и СМИ в том числе, надо больше работать с молодежью. Со школы говорить детям об этой проблеме, ее последствиях, чтобы сформировать у молодого поколения четкий нравственный стержень, выработать иммунитет от соблазна нажиться за счет других.

Кстати, Генпрокуратура выступила с предложением в 2019—2020 годах в колледжах и вузах ввести специальный курс, который будет посвящен вопросам коррупции. Молодым людям на конкретных примерах будут рассказывать, что та-кое взятка, какое наказание за это предусмотрено. Целиком и полностью поддерживаю эту идею.

— А какие еще меры нормативного характера, по Вашему мнению, необходимо принять в целях усиления борьбы с коррупцией?

— Генеральной прокуратурой, заинтересованными структурами выработаны предложения по внесению изменений и дополнений в закон о борьбе с коррупцией, который действует с 2015 года. Через некоторое время они должны поступить в Парламент. И уже на осенней сессии планируется рассмотреть их. Не буду вдаваться в детали, скажу лишь о некоторых принципиальных подходах.

В первую очередь будет четко определено, что такое сувенир, уточнены термины «организационно-распорядительные» или «административно-хозяйственные» обязанности, «протокольное мероприятие».

Генпрокуратура также предлагает ввести административную ответственность юридического лица за коррупцию. Например, если сотрудник частной компании дает взятку врачу (должностному лицу) в интересах своей фирмы, то в отношении медика возбуждается уголовное дело по ст. 430 (Получение взятки), а сотрудник компании становится фигуантом по ст. 431 (Дача взятки). После изменений в законодательстве юридическое лицо уже не сможет уйти от ответственности, наказанием будет штраф до 200% от взятки. Например, если взятка была 10 тысяч долларов, то компании придется заплатить штраф в 20 тысяч. Главное, чтобы сумма была не менее 50 базовых величин.

Предлагается также ввести ограничения по прохождению госслужбы. Например, теперь запрещено, чтобы муж был руководителем, а жена находилась в его прямом подчинении и занимала должность его заместителя (главного бухгалтера или кассира). Сейчас это касается только государственных организаций. Предлагается, чтобы этот принцип касался и тех предприятий, где есть 50% акций государства. Планируется также рассмотрение вопросов о введении в законодательство такого основания увольнения с госслужбы как «утрата доверия».

Следующее – это запрет некоторым начальникам занимать должность в тех организациях, которые они раньше курировали. Например, если начальник управления министерства курировал определенную организацию, после своего увольнения он не сможет пойти туда работать. В отношении усовершенствования системы закупок предусматривается принять меры по устранению недостатков в этой работе, пересмотреть вопрос о сроках выделения денег на госзакупку. Сейчас пред-приятия часто получают их в конце года и должны быстро освоить. Прокуратура предлагает выделять деньги в течение года, чтобы избежать поспешных и необдуманных закупок.

На мой взгляд, очень важный вопрос о выплате денежного вознаграждения тому, кто способствовал задержанию коррупционера. Сейчас в законе есть эта норма и даже предусмотрена сумма в 30 — 50 базовых величин, но она не работает.

— Спасибо за беседу.

Анатолий ПОЛЫНСКИЙ.

Заголовки публикаций в СМИ

Все публикации
Главные новости
Все новости Законодательная деятельность Международная деятельность Общественно-политическая деятельность