Главная / Пресс-служба / Интервью, выступления, публикации

Информационно-аналитическое управление

Почтовый адрес: 220010, Республика Беларусь, г. Минск,
ул. Советская, 11.

Факс:  +375 (17) 222-32-13
Тел.:    +375 (17) 222-64-75
             +375 (44) 755-22-94

Электронная почта: inform@house.gov.by

07.03.2018

Оптимальный вариант возможного (Комментарий к Закону от 31.12.2017 № 86-З «О республиканском бюджете на 2018 год»)

07.03.2018

В основу республиканского бюджета  на 2018 год заложен консервативный сценарий развития экономики страны, согласно которому темпы роста ВВП в текущем году  по отношению  к  2017 году  предусматриваются на уровне 101,2 %. Размер инфляции ограничивается  107,4 %.  Ставка рефинансирования прогнозируется на уровне 11 % годовых. Курс доллара США планируется в размере 2,0379  бел. руб. и  62,3 росс. руб.  Цены на нефть определены исходя из 43 долларов США за 1 баррель. 

Бюджетно-финансовая и налоговая политика

Бюджетно-финансовая и налоговая политика направлена на обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, достижение параметров финансовой безопасности страны, а также на повышение эффективности использования  средств бюджета и их концентрацию на приоритетных направлениях социально-экономического развития.

Основным инструментом повышения  эффективности расходов бюджета являются государственные программы. Правительством по согласованию с Президентом страны утвержден перечень из 21 государственной программы и 85 подпрограмм на 2016–2020 годы. Финансирование в рамках государственных программ позволяет обеспечивать увязку расходов бюджета с конкретными программными мероприятиями, а  также дает возможность оценить  достижение целей, задач и запланированных результатов.

Налоговая политика направлена на сохранение стабильности налоговой системы и  неувеличение  налоговой нагрузки на реальный сектор экономики, упрощение порядка исчисления и уплаты налогов, совершенствование налогового администрирования.

Налоговая  нагрузка в 2018 году составит не более 25,5 % к ВВП и не превысит предусмотренного в программных документах уровня.

Доходы бюджета

Доходы республиканского бюджета на 2018 год определены в  объеме  20 485 млн. руб. (18,2 % ВВП),  или 107,8 % к  2017 году и  115,3 %  к  2016 году.  Поступление налоговых доходов  по отношению к прошлому  году составляет  114,7 %,  в т.ч.  налогов на товары (работы, услуги) — 116,8%,  из них НДС и акцизов соответственно  — 121,7  и 108,7 %. Рост налоговых доходов от внешнеэкономической  деятельности  предусматривается на уровне 113,5 %,  из них вывозных таможенных пошлин — 119 %.

Объем неналоговых доходов в 2018 году запланирован на 11,2 пункта ниже, чем  в 2017 году.

Ниже уровня прошлого года предусмотрены безвозмездные поступления — 77 %.

Наибольший удельный вес в доходах республиканского бюджета занимают налоговые доходы — 77,8 % (15 946 млн. руб.).  В свою очередь, 51,5 %, или 10 550 млн. руб., доходов бюджета составляют налоги на товары (работы, услуги), из них  37,1 %  (7597 млн. руб.)  и 12,0 % (2466 млн. руб.)  — это соответственно НДС и  акцизы.

Налоговые доходы от внешнеэкономической  деятельности составляют 17,4 % доходов бюджета (3569 млн. руб.). Основная доля их прогнозируется за счет  вывозных таможенных  пошлин — 11,2 % (2 290 млн. руб.),  в  т. ч.:

на калийные удобрения — 1071,5 млн. руб.;

на нефтепродукты — 991, 4 млн. руб.

Удельный вес налогов на доходы и прибыль предусматривается в объеме 5,85 %  и  1198  млн. руб., из них налога на прибыль   —  5,84 % (1196 млн. руб.).

Доля  неналоговых доходов запланирована в размере 11,4 % (2340 млн. руб.), из них 6,4 % (1313 млн. руб.) приходится на доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности.

Удельный вес безвозмездных поступлений прогнозируется на уровне 9,3 % доходов бюджета (1898 млн. руб.),  в т.ч. безвозмездные  поступления от иностранных государств — 5,8 %,  или  1193 млн. руб.

Расходы бюджета

Расходы республиканского бюджета на 2018 год утверждены в  объеме 19 751 млн. руб. (17,5 %  ВВП),  или 107 %  по отношению  к  2017 году  и 115,9 %  к  2016 году.

Средства республиканского бюджета направляются на финансирование общегосударственной деятельности, силовых структур, функционирование и развитие организаций социальной сферы республиканского значения,  реализацию государственной политики и поддержку  предприятий и  организаций национальной экономики республиканского подчинения, другие расходы республиканского значения.

Наибольшую  долю  в  расходах республиканского бюджета занимают расходы по разделу «Общегосударственная деятельность» (10 021 млн. руб., или 50,7 %).

Объем расходов по подразделу «Государственные органы общего назначения» запланирован в сумме 606 млн. руб. На «международную деятельность» выделяется  276  млн. руб., в т.ч. на открытие и содержание дипломатических представительств и консульских учреждений — 142 млн. руб.

На  обслуживание государственного долга в  2018 году направляется 2537 млн. руб. (рост на 25,2 %),  из них 77 %  — на обслуживание внешнего государственного долга  (1947 млн. руб.), или 140,1 % к 2017 году.

 Резервные фонды на 2018 год прогнозируются в объеме 1220 млн. руб.

На межбюджетные трансферты из  республиканского бюджета направляется 4581 млн. руб., или 97,4 %  к  предыдущему году, в т.ч., на трансферты бюджетам других уровней — 3165 млн. руб. (100,3 %  к 2017 году).

В текущем году в социальную сферу из средств республиканского бюджета предусматривается направить 3935 млн. руб. (19,9  %  объема его расходов без различного рода субсидий, льгот, компенсаций населению и др.). С учетом расходов местных бюджетов (10 149 млн. руб.) объем выделяемых на  эти отрасли бюджетных ассигнований составит 14 084 млн. руб. (44,3 %  консолидированного бюджета). Кроме того, с учетом поступлений из государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения (13 394 млн. руб.)  общая сумма расходов на отрасли социальной сферы  составит  27 478  млн. руб., или  24,4 %  ВВП.

Наибольший удельный вес в расходах республиканского бюджета на социальную сферу занимают ассигнования на  социальную политику — 1774 млн. руб.  (8,98 %  расходов бюджета), или 102,7 % к прошлому году. С учетом местных бюджетов расходы на социальную политику составят 2719 млн. руб.

В 2018 году из средств республиканского бюджета на образование направляется 877 млн. руб. (109,6 %  к  прошлому году), из них 659 млн. руб.  —  на  высшее  и послевузовское  образование.

На финансирование мероприятий, направленных на повышение качества подготовки специалистов с высшим образованием, эффективности практико-ориентированной подготовки и углубление связей с организациями — заказчиками кадров по подпрограмме «Развитие системы высшего образования» запланировано 566 млн. руб.

Для приведения объемов и структуры подготовки рабочих, служащих и специалистов в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования в соответствие с потребностями экономики, развитием ее высокотехнологичных отраслей предусмотрено выделение 108,6 млн. руб. по подпрограмме «Развитие системы профессионально-технического и среднего специального образования».

В 2018 году для  обеспечения развития системы образования будет продолжено финансирование мероприятий в области образования по государственной программе «Образование и молодежная политика на 2016–2020 годы», утвержденной постановлением Совета Министров от 28.03.2016 № 250. На ее осуществление предусмотрено направить 809 млн. руб. из средств республиканского бюджета.

Расходы бюджета, связанные с поэтапным обновлением содержания учебных изданий, созданием их электронных версий для учреждений общего среднего образования и учреждений дошкольного образования, составят 14,9 млн. руб.

На совершенствование содержания дополнительного образования взрослых, исходя  из потребностей отраслей экономики, по подпрограмме «Развитие системы дополнительного образования взрослых» запланированы средства в размере 37,5 млн. руб.

Ассигнования консолидированного бюджета на образование прогнозируются в сумме 5572 млн. руб.

Кроме того, расходы за счет осуществления платного обучения составят  588 млн. руб., или 9,5 % от их общего объема.

Минимальный норматив бюджетной обеспеченности расходов  на образование  в разрезе областей  и  г. Минска предусматривается  от 555 млн. руб. (Гродненская область)  до  817 млн. руб. (г. Минск).

В  части финансирования  здравоохранения  расходы республиканского бюджета  запланированы  в объеме 895  млн. руб., или  103,5 %  к  2017 году.

Средства  будут направлены на:

оказание медицинской помощи населению — 448 млн. руб.; 

прикладные исследования — 15  млн. руб.; 

другие вопросы в области здравоохранения — 427 млн. руб., включая   приобретение в централизованном порядке лекарственных средств и изделий медицинского назначения  в  сумме  346  млн.  руб.  и  медицинского оборудования  — 51 млн. руб.  

 Всего (с учетом расходов местных бюджетов) ассигнования на  здравоохранение  в 2018 году составят 4757 млн. руб.

Помимо этого, на финансирование здравоохранения будут направлены внебюджетные средства  от осуществления приносящей доходы деятельности в сумме 534 млн. руб.,  или 11,2 %  бюджетного финансирования.

Минимальный норматив бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя в целом по республике определен в сумме 501,1 руб.,  по  областям и  г. Минску —  406,3 руб.  (с дифференциацией в разрезе областей и  г. Минска).

Расходы республиканского бюджета на 2018 год по разделу «Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации» запланированы в сумме  389 млн. руб. (105,1 % к 2017 году), из них 174 млн. руб.  направляются на физическую  культуру и спорт,  100  млн. руб. — на культуру (111,8 % к 2017 году), 113 млн. руб. выделяются СМИ (119,4 % к прошлому году). Кроме того, на финансирование учреждений культуры предусмотрено 22 млн. руб. внебюджетных средств.

 С  учетом местных бюджетов  финансирование расходов раздела составит 1036 млн. руб.

На поддержку отраслей национальной экономики в 2018 году из республиканского бюджета выделяется 2 474 млн. руб., или 12,5 % его объема  и 88,5 %   к  2017 году.

Наибольшую долю в расходах республиканского бюджета на национальную  экономику занимают ассигнования на финансирование промышленности,  строительства  и  архитектуры. В 2018 году они прогнозируются в сумме 725  млн. руб. (3,7 % объема бюджета,  или 82,8 %  к  уровню  2017 года).  Более половины  из них (525  млн. руб.) выделяется на  оказание господдержки в виде возмещения процентов  по  кредитам банков.

На финансирование отраслей промышленности, строительства и архитектуры из местных   бюджетов предусматривается  направить 9 млн. руб.

На  финансирование сельского хозяйства и рыбохозяйственной деятельности  из средств республиканского бюджета  выделяется  512 млн. руб., или 75,3 % к прошлому году. Из указанных средств 123 млн. руб. направляется на развитие сельскохозяйственного производства, рыбоводства и переработки  продукции отрасли, а большая их часть в сумме 277 млн. руб. (54 %) — на компенсацию процентов по кредитам банков. В целом из  консолидированного бюджета на поддержку АПК запланировано выделение 1299 млн. руб., или 84,9 %  к  2017 году.

На дорожное  хозяйство из республиканского бюджета  направляется  613 млн. руб. (из  которых 594 млн. руб.  составляют средства республиканского  дорожного фонда),  на  топливо и энергетику — 288 млн. руб. (соответственно 105 %  и  84,3%  к  2017 году).

Всего на отрасли  национальной экономики  из средств консолидированного бюджета запланировано направить 3794 млн. руб.

Что касается выделения бюджетных ассигнований на другие отрасли национальной экономики, то их финансирование предусматривается в небольших размерах. В условиях перехода к рыночной экономике и ограниченности бюджетных средств средства бюджета в первоочередном порядке  должны направляться на финансирование особо важных объектов производственного назначения, ориентированных на выпуск конкурентной по качеству и цене  продукции, решение проблем импортозамещения и энергосбережения, разработку и  внедрение новых прогрессивных технологий.

На  национальную оборону  в 2018 году направляется  1105 млн. руб., или 5,6 %    расходов бюджета и  113,2 %  к  предыдущему году.

Из местных бюджетов на национальную оборону прогнозируется выделить 7 млн. руб.

На финансирование судебной власти, правоохранительной деятельности и обеспечение безопасности предусмотрено выделение 2121 млн.  руб.,  или  10,7 %   расходов республиканского бюджета и 118,5 %  к  2017 году.  При  этом 791 млн.  руб. планируется выделить на функционирование органов внутренних дел, 231 млн. руб. выделено органам и подразделениям по чрезвычайным ситуациям, 190 млн. руб. — органам и организациям уголовно-исполнительной системы. 

В консолидированном бюджете на финансирование расходов данного раздела  предусматривается  выделение 2226 млн. руб.

На охрану окружающей среды направляется 81 млн. руб. С учетом средств местных бюджетов расходы на эти цели составят 92 млн. руб.

Ассигнования республиканского бюджета на жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство на 2018 год определены в объеме 15 млн. руб. Основной объем расходов приходится на местные бюджеты — 1181  млн. руб.

Республиканский  бюджет  сформирован с профицитом в размере 734 млн. руб.,  или 0,65 % к ВВП. Профицит в полном объеме будет направлен на погашение государственного долга.

Лимит государственного долга

На 2018 год установлены лимиты, обеспечивающие сохранение государственного долга в пределах экономической безопасности:

лимит внутреннего государственного долга Республики Беларусь утвержден в размере 10,0 млрд. руб.;

внутреннего долга, гарантированного Республикой Беларусь, установлен в размере 3,1 млрд. руб.; 

внешнего государственного долга — 19,6 млрд. долларов США;

внешнего долга, гарантированного Республикой Беларусь, — 3 млрд. долларов США. 

Леонид КАЧИНА,
депутат Палаты представителей Национального собрания

Александр ХОТЬКО,
помощник депутата Палаты представителей Национального собрания, кандидат экономических наук, доцент

Статья опубликована в газете "Рэспубліка" от 7 марта 2018 года

Заголовки публикаций в СМИ

Все публикации
Главные новости
Все новости Законодательная деятельность Международная деятельность Общественно-политическая деятельность