Главная / Пресс-служба / Интервью, выступления, публикации

Информационно-аналитическое управление

Почтовый адрес: 220010, Республика Беларусь, г. Минск,
ул. Советская, 11.

Факс:  +375 (17) 222-32-13
Тел.:    +375 (17) 222-64-75
             +375 (44) 755-22-94

Электронная почта: inform@house.gov.by

14.12.2018

Петр Атрощенко: Коррупции можно успешно противостоять. Если все этого захотим

14 декабря 2018 года

О проблеме, с которой не справилось ни одно государство, – наш разговор с депутатом Палаты представителей по 61-му Березинскому избирательному округу, членом Постоянной комиссии по национальной безопасности Петром Атрощенко.

– Петр Алексеевич, сегодня наверняка уже никого не нужно убеждать в том, что коррупция – это тотальное зло для общества и государства…

– Безусловно, коррупция является проблемой. Причем глобальной, международного масштаба: она не знает границ. Весь мир находится в состоянии войны с этим злом. В наиболее общем смысле коррупцию можно определить как использование должностным лицом своего положения, чтобы получить личную выгоду.

У нас с момента обретения независимости страны коррупция рассматривается как прямая угроза национальной безопасности. Почему? Причины очевидны. Коррупция подрывает доверие народа к власти, порождает разрушительную для общества философию мздоимства, дискредитирует рыночные механизмы, лишает людей веры в справедливость.

Ни для кого не секрет, какое значение придает борьбе с коррупцией Президент. По сути, бескомпромиссное и решительное противодействие любым коррупционным проявлениям – центральное звено внутренней политики нашего государства.

– Для большинства из нас образ коррупционера все-таки связан с тем или иным чиновником…

– Отчасти, видимо, потому, что сегодня мы совершенно открыто и прозрачно об этом говорим. На слуху – громкие коррупционные дела. Но, на мой взгляд, подобные преступления в Беларуси – это не система, скорее исключение, чем правило. Вы можете мне возразить, но давайте порассуждаем: тысяча преступлений за год – это много или мало? Наверное, много. Но вот данные статистики, которые говорят о том, что за январь – сентябрь в стране по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом зарегистрировано меньше коррупционных преступлений. Посмотрим, что скажут правоохранители по итогам года.

Сегодня создаются такие условия, что облеченному властными полномочиями лицу надо очень крепко подумать, прежде чем преступить черту закона. Чтобы заниматься коррупционными делами было бы просто невыгодно из-за тех последствий, которые могут возникнуть. Чтобы потенциальный коррупционер осознавал, что, нарушая закон, он тем самым ставит на карту свою дальнейшую судьбу, будущее собственной семьи и детей. Ведь как сейчас в народе говорят? Мол, посадили, через некоторое время вышел и живет себе припеваючи. Так быть не должно.

– А бытовая коррупция, когда человек поставлен в такие условия, что вынужден «дать», «подмазать», «решить вопросик»? С ней как быть?

– Моя позиция: в первую очередь необходимо устранять условия для совершения любых коррупционных преступлений. Эти «дать», «подмазать», как правило, означают начало, которое приводит к известному финалу. А чиновникам рекомендовал бы исключать из своей практики подобные ситуации.

На мой взгляд, необходимо больше внимания уделять молодому поколению. Уже со школьной скамьи говорить детям об этой проблеме, а главное – о последствиях, к которым приводит рост коррупции. Чтобы у молодежи был четкий нравственный стержень и ориентиры, без которых невозможно развитие общества. И, поверьте, результат будет.

– Не упрощаем ли мы ситуацию?

– Вот вам пример. Сегодня мы с гордостью рассуждаем о чистоте и порядке в наших городах и селах. Скажите, лет 20 назад много ли молодых людей, гуляя по парку, выбрасывали мусор куда следует? А сейчас? В разы изменилось отношение людей, особенно молодежи. Так что все зависит от того, что у нас в голове.

В идеале необходимо создать такой механизм, при котором коррупция – это угроза государственного уровня номер один. Необходимо, чтобы должностное лицо, чиновник, был честным и неподкупным, чтобы эти качества стали нормой для каждого гражданина. Чтобы любой человек понимал: отклонение от этой нормы жестоко наказывается и, что немаловажно, осуждается.

– В каких сферах у нас минимальный уровень коррупции?

– Американское агентство Miller & Chevlier пришло к выводу, что в Беларуси минимальный уровень коррупции в парламенте и налоговых органах.

– Насколько объективны рейтинги, которые составляют независимые международные рейтинговые агентства? В частности, по отношению к Беларуси?

– Думаю, что они не всегда объективны. И по понятным причинам. Все условно и относительно. Но, к сожалению, чего-то другого нет.

В настоящее время более трехсот структур проводят различного рода исследования, в том числе и по проблеме коррупции. Недавно результаты одного из них – по Европе, Кавказу и Азии – представила та же американская фирма. Беларусь наряду с Россией, Казахстаном, Азербайджаном и Молдовой попала в группу стран, где деловое сообщество воспринимает коррупцию как серьезное препятствие для бизнеса. Эксперты данной исследовательской структуры также утверждают, что проблемы Беларуси не столько в законах, сколько в их исполнении. При этом около 45% респондентов-белорусов положительно оценили эффективность национального антикоррупционного законодательства.

В свою очередь уже наши исследователи поинтересовались у отечественных бизнесменов, в какой сфере они чаще всего сталкиваются с коррупцией. На первое место предприниматели поставили санитарный и пожарный надзор. Затем следуют получение госзаказов и участие в тендерах, выдача различных разрешений в местных исполкомах, а также гигиеническая регистрация и сертификация. Данное исследование показало: чтобы победить коррупцию, надо сформировать в обществе нетерпимое отношение к этому явлению и ужесточить уголовное наказание. А вот повышение зарплаты госслужащим, по мнению бизнесменов, не поможет.

– Эффективны ли, на ваш взгляд, существующие методы борьбы с коррупционными проявлениями?

– Чтобы утверждать, что это действительно так, нужны соответствующие результаты. Пока их нет. Значит, не в полной мере эффективны.

Считаю, что главные условия успешного противодействия коррупции – крепкая государственная власть, сильная социальная политика, опора на народ и гласность.

И еще. Мало обнаружить и пресечь факты коррупции. Нужно установить и ликвидировать порождающие ее причины.

Коррупции можно успешно противостоять. Но при одном важном условии – если все этого захотим.

– Что на данном этапе важнее: совершенствовать законодательство по противодействию коррупции или совершенствовать практику его применения?

– Все важно. Выделять что-то на первое место нельзя. Должен быть комплексный подход.

Документом, на основе которого организуется антикоррупционная деятельность, является Закон Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией». Его нормы постоянно совершенствуются, вносятся соответствующие изменения и дополнения.

Еще бы выделил такой момент, как организация работы на местах.

При областном исполнительном комитете действует комиссия по противодействию коррупции. Я тоже принимаю участие в ее работе и скажу так: это очень действенное средство. Возможно, чтобы работа подобных комиссий была более эффективной, следовало бы четко определить полномочия и ответственность ее членов, создав своего рода «методичку».

– Можно ли считать бескомпромиссной борьбу со злом, если осужденных за факты коррупции чиновников различного звена освобождают и направляют на руководящие должности в сельскохозяйственные организации?

– Знаете, такие факты можно на пальцах одной руки пересчитать. Я нормально к этому отношусь. Думаю, что не все из осужденных чиновников сознательно осуществляли действия, которые впоследствии стали коррупционными преступлениями. Не все из них только и жили тем, чтобы обогатиться подобным образом.

Поверьте, предварительно рассматривается множество разноплановых критериев и обстоятельств в отношении конкретного осужденного руководителя. Должна быть уверенность, что человек впредь не ударит лицом в грязь…

– Государство постоянно создает антикоррупционные механизмы. Одним из последних можно назвать дополнения и изменения в закон о государственных закупках, которые вступят в силу в июле следующего года. В чем суть новаций?

– Основная задача – обеспечить прозрачность процедуры использования бюджетных средств, пресечь коррупционные проявления. Для этого создается электронная государственная информационно-аналитическая система (ГИАС).

Белорусский рынок госзакупок в год составляет чуть более 5 миллиардов долларов. Задача – чтобы эти средства не «распиливались». Так вот, ГИАС, взаимодействуя с электронными торговыми площадками и системами товарных бирж, должен обеспечить формирование, анализ, обработку, контроль, хранение и предоставление информации о госзакупках. Принципиально новое в этой системе – возможность заключения договоров в электронном виде.

– Существует мнение, что коррупцию победить нельзя. И мировая практика это подтверждает. Взять тот же Сингапур, чей опыт противодействия данному явлению приводят как пример. Но ведь и там коррупция не искоренена до конца…

– Да, но вместе с тем в этой стране один из самых низких уровней коррумпированности власти в мире.

Безусловно, сингапурский опыт используется широко и у нас тоже. Борьба с коррупцией в Сингапуре была ориентирована на несколько важнейших направлений: исключение из госаппарата взяточников, максимальное упрощение государственных процедур и ужесточение наказания за выявленные факты нарушений. Плюс, естественно, СМИ, которые активно участвовали в этом процессе. Успешность проводимой антикоррупционной политики обеспечила и реформа законодательства.

– На слуху и китайский опыт борьбы с коррупцией, когда с 2013 года в стране были арестованы руководители практически всех провинций и крупных предприятий, даже, как известно, члены политбюро…

– Китай – это отдельная тема. В свое время я изучал их опыт. Активизацию борьбы с коррупцией в КНР связывают с именем Си Цзиньпина. Новым стало то, что противодействие коррупции носит всеобъемлющий характер. Был провозглашен лозунг – помните? – «Бить тигров и мух!», который предполагает искоренение коррупции снизу доверху. По словам руководителя китайского государства, главная цель такого подхода – заставить чиновников всех мастей бояться; отбить у них веру в то, что «пронесет, так как есть наверху надежные люди».

Еще одна китайская особенность. Там борются не только с «откатами» и «распилами», но и с различными проявлениями «излишеств» и «разложения». Существенно сократили представительские расходы, ограничили число заграничных поездок и так далее.

В СМИ много пишут о расстрелах. Согласно китайскому законодательству, смертная казнь может осуществляться немедленно, а может быть отложена на срок до двух лет. Как правило, по экономическим статьям дается отсрочка. Однако если осужденный за это время не совершил никаких «умышленных преступлений» и вообще вел себя примерно, высшая мера может быть заменена на пожизненное заключение. Ни один из высокопоставленных «тигров», осужденных в рамках антикоррупционной кампании Си Цзиньпина, поставлен к стенке не был. Коррупционеров сажают в среднем на 12–16 лет. Иначе говоря, представление о том, что в Китае чиновников расстреливают пачками – всего лишь миф.

Еще хотел бы добавить, что борьбу с коррупцией в Китае ведет не прокуратура, а партийный орган – Центральная комиссия по проверке дисциплины (ЦКПД). Эта структура существовала и раньше, но именно при Си Цзиньпине она превратилась в силу, обладающую даже большим весом, чем спецслужбы.

– Что можно сказать об участии нашей страны в международном сотрудничестве по противодействию коррупции?

– Здесь мы идем в ногу со временем. Республика Беларусь последовательно ратифицирует и выполняет требования всех международных актов по борьбе с коррупцией. Регулярно проводятся международные конференции, обучающие семинары, встречи по обмену опытом. В этой работе активно участвуют и наши парламентарии.

– Спасибо за интересный разговор.

Заголовки публикаций в СМИ

Все публикации
Главные новости
Все новости Законодательная деятельность Международная деятельность Общественно-политическая деятельность