Главная / Пресс-служба / Интервью, выступления, публикации

Информационно-аналитическое управление

Почтовый адрес: 220010, Республика Беларусь, г. Минск,
ул. Советская, 11.

Факс:  +375 (17) 222-32-13
Тел.:    +375 (17) 222-64-75
             +375 (44) 755-22-94

Электронная почта: inform@house.gov.by

05.08.2019

Почему социальным предприятиям нужна поддержка, и с какими проблемами они сталкиваются

Почему Беларуси нужен закон о социальном предпринимательстве и с какими трудностями сталкиваются минчане, которые хотят не только зарабатывать, но и помогать обществу, выяснила корреспондент агентства «Минск-Новости».

На Третьем форуме социального бизнеса Беларуси начальник управления политики занятости Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь Олег Токун рассказал, что в стране готовится закон о социальном предпринимательстве. Над этим документом в настоящий момент трудится созданная при ведомстве рабочая группа, в состав которой вошли представители госорганов, бизнеса и общественности.

Уже готов проект концепции закона. Работа над ним началась в 2017 году. Чтобы изучить проблему, провели исследование. На предприятиях, позиционирующих себя как социальные, спросили, достаточно ли преференций и чего не хватает в правовом регулировании этого сектора.

Почему назрела такая необходимость? Во всем мире решением социальных проблем занимается не только государство, но и частный бизнес. В некоторых странах этот вклад весьма ощутим — составляет от 50 до 70 %. Наше общество тоже пришло к пониманию того, что оказывать помощь тем, кто нуждается, может каждый из нас. Подтверждение тому — огромное количество социальных проектов, которые реализуются в Беларуси благодаря частной инициативе. Но такие предприятия сегодня функционируют зачастую на голом энтузиазме, потому что нет законодательной базы, которая регулировала бы их деятельность. Как результат, не получается выйти на самоокупаемость, а некоторые и вовсе работают себе в убыток. Тем не менее между социальным предпринимательством и благотворительностью нельзя ставить знак равенства. Бизнес на то и бизнес, чтобы зарабатывать деньги. И чем выше доход у таких организаций, тем большему количеству людей они окажут поддержку. Этот тезис давно доказали на Западе.

 В Беларуси нет четкого понимания, что такое социальное предпринимательство, в чем отличие между социальным предпринимателем и социальным инвестором, — отмечает заместитель руководителя группы, член Постоянной комиссии по труду и социальным вопросам Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Жанна Стативко.  Расставив на законодательном уровне нужные акценты, определив формы поддержки такого бизнеса и меры стимулирования со стороны государства, мы поможем этим организациям успешно развиваться и решать множество общественных проблем.

Новый закон должен ответить, кто может трудиться в таких организациях, чем они станут заниматься, на какие льготы имеют право рассчитывать, как лучше продвигать социальные товары. Эксперты поделились с нами некоторыми наработками и высказали мнение о том, на что важно обратить внимание в этом документе.

Кто будет работать на социальных предприятиях

Многие полагают, что заняты там будут исключительно люди с инвалидностью. Законодатели утверждают, что это ошибочное мнение. Организации, имеющие статус социальных, могут не только заниматься трудоустройством определенных категорий граждан, но и оказывать поддержку нуждающимся, предоставлять им услуги, производить специфические товары, а также решать социальные проблемы, которые затрагивают интересы общества.

Однако приоритетный список все-таки собираются определить. Насколько он будет большим, покажет время. Сегодня рабочая группа делает акцент на лиц с инвалидностью, ВИЧ-инфицированных, освобожденных из мест лишения свободы, беженцев.

Чем смогут заниматься

Пока планируют выделить следующие направления: здоровье и физическая активность населения, образование, занятость людей, неспособных на равных конкурировать на рынке труда, экология, социальная помощь нуждающимся, реабилитация инвалидов, сохранение и продвижение белорусской культуры.

 Безусловно, нужно учитывать особенности каждого региона, — отмечает Ж. Стативко.  Для одного района насущной является проблема безработицы, для другого — экологическая.

Обязательно должна присутствовать инновационная составляющая, убежден ведущий специалист по вопросам корпоративной социальной ответственности и устойчивости местного социального фонда «Добра» Максим Подберёзкин:

 Иначе не удастся заинтересовать покупателя в приобретении именно этого товара или услуги.

Какие преференции предоставят

 Говорить только о финансовой поддержке — налоговых льготах, кредитах, субсидиях — нельзя. Очень важно, чтобы предприниматели получали образовательную и информационную помощь, — подчеркивает Ж. Стативко.

Представитель фонда «Добра» соглашается, что нет необходимости концентрироваться исключительно на материальной составляющей.

 Куда эффективнее — помочь с помещением, содействовать получению профессиональных компетенций в сфере социального предпринимательства, ввести льготы при получении дорогостоящей сертификации и стандартизации продукции, при участии в государственных закупках, — поясняет М. Подберёзкин. — Это поспособствует экономии средств, позволит, с одной стороны, направить их на развитие проекта, а с другой — снизить себестоимость товаров или услуг, сделает их конкурентоспособными на рынке.

Но какой бы качественной продукция ни была, если ее не продвигать, не рекламировать правильно, спрос окажется небольшим.

 Как вариант, стоит подумать о брендировании товаров, которые производит социальное предприятие, — высказывает свою точку зрения М. Подберёзкин.  Тогда и желающих приобрести их будет гораздо больше, люди почувствуют причастность к решению той или иной проблемы. Это подтверждает опыт других стран: выбирая между аналогичными продуктами, потребители отправляются в ту компанию, у которой социальная миссия.

Что касается распределения прибыли социальных предприятий, то предлагают узаконить несколько вариантов: реинвестиция в развитие своего бизнеса, направление средств на решение социальных проблем или вложение и в то, и в другое.

Законом предполагается создать единый реестр социальных предприятий, что позволит им официально вести бизнес и искать социального инвестора.

Что у соседей

11 июля 2019 года Госдума Российской Федерации приняла закон о правовом регулировании отношений в сфере социального предпринимательства. Документ выделяет социальное предпринимательство в отдельную область малого и среднего предпринимательства (МСП) и законодательно закрепляет понятия «социальное предпринимательство» и «социальное предприятие». Определены критерии отнесения субъектов МСП к социальным предприятиям и специальные формы и виды их поддержки.

В Латвии закон «О социальном предпринимательстве» вступил в силу в апреле 2018 года. Чтобы получить такой статус, компании нужно соответствовать, например, таким критериям: оказывать социальные услуги, способствовать продвижению образования, оказывать поддержку науке, работать в области охраны и сохранения окружающей среды, обеспечивать защиту животных или содействовать культурному разнообразию. Прибыль организации не может быть распределена между владельцами, а должна быть либо реинвестирована в бизнес, либо направлена на достижение социальной цели.

В Литве аналогичный закон действует с 2004 года.

Заголовки публикаций в СМИ

Все публикации
Главные новости
Все новости Законодательная деятельность Международная деятельность Общественно-политическая деятельность