Главная / Пресс-служба / Интервью, выступления, публикации

Информационно-аналитическое управление

Почтовый адрес: 220010, Республика Беларусь, г. Минск,
ул. Советская, 11.

Факс:  +375 (17) 222-32-13
Тел.:    +375 (17) 222-64-75
             +375 (44) 755-22-94

Электронная почта: inform@house.gov.by

21.12.2017

Подводя итоги года

Четверг, 21.12.2017

В конце декабря заканчивается очередная, уже третья сессия Палаты представителей нового созыва. За это время принято ряд законопроектов. В целом, главными критериями оценки решений, принятых по всем направлениям парламентской деятельности, были и остаются безопасность, благополучие, уверенность в будущем наших граждан. Но задачи, встающие перед страной, постоянно усложняются. Решать их успешно можно только солидарными усилиями государства и общества.

Об итогах своей работы в Парламенте за текущий год рассказывает депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, член Постоянной комиссии по национальной безопасности Петр Алексеевич АТРОЩЕНКО:

О ЗАКОНОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

— Для меня год текущий был очень насыщенным. Если говорить об основной задаче — законотворческой, то у меня в производстве два законопроекта — «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «О борьбе с терроризмом» и «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам защиты государственных секретов». Первый планирую в ближайшие дни представить парламентариям для рассмотрения во втором чтении. Он направлен на совершенствование механизмов предотвращения и пресечения террористической деятельности, приведения его положений в соответствие с законодательными актами Республики Беларусь. В частности, проектом Закона предлагается: уточнить определение термина «финансирование террористической деятельности»; отнести к субъектам, непосредственно осуществляющим борьбу с терроризмом, Вооруженные Силы Республики Беларусь и определить их компетенцию при осуществлении этой функции; дополнить Закон Республики Беларусь «О борьбе с терроризмом» термином «критически важные объекты» и его определением, а также положениями, определяющими порядок выполнения международных обязательств Республики Беларусь в области борьбы с терроризмом.

Второй законопроект направлен на создание условий эффективного функционирования системы защиты государственных секретов.

На законодательном уровне планируется закрепление порядка досудебного и судебного производства по гражданским, административным, хозяйственным и уголовным делам, содержащим государственные секреты. Предлагаются дополнения и изменения в Закон «О государственных секретах» по вопросам предоставления гражданам допуска к государственным секретам и его прекращения. Все поправки идут от жизни, направлены на дебюрократизацию и устранение избыточных и устаревших норм и требований. В Трудовой кодекс планируются дополнения, предусматривающие, что отказ в предоставлении гражданину допуска к государственным секретам и его прекращение является препятствием для продолжения работы по занимаемой должности.

О ЗАКОНЕ ПО БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ

Как известно, он вступил силу в январе 2016 года. Закон устанавливает правовые основы государственной политики в сфере борьбы с коррупцией, направлен на защиту прав и свобод граждан, общественных интересов от угроз, вытекающих из проявлений коррупции, обеспечение эффективной деятельности государственных органов, должностных лиц путем предупреждения, выявления, пресечения правонарушений, создающих условия для коррупции.

Чтобы читатель понимал масштабы белорусской коррупции, назову несколько цифр. За девять месяцев текущего года в Республике Беларусь выявлено 1389 коррупционных преступлений. Это немного больше, чем в прошлом году. Но говорить о том, что у нас растет и процветает коррупция, я бы не стал. Основное количество коррупционных преступлений совершается на низовом и среднем управленческих уровнях. Лица, занимающие ответственное положение, составляют около 2% от общего числа совершивших коррупционные преступления. В Минской области и городе Минске наметилась тенденция сокращения таких преступлений.

На мой взгляд, наиболее эффективным здесь является профилактика. В настоящее время в стране реализуется программа по борьбе с преступностью и коррупцией на 2017-2019 годы. Ведется работа по устранению избыточного административного регулирования предпринимательской деятельности. Подвергнуты существенной корректировке акты законодательства, которые регулируют порядок осуществления административных процедур, государственных закупок, лицензирования, предоставления земельных участков.

В текущем году Генеральной прокуратурой, иными заинтересованными структурами, проведен анализ работы Закона, определены отдельные проблемные вопросы, на которые будет обращено внимание. В ноябре состоялась межведомственная конференция «Правовые и организационные вопросы практики применения и пути совершенствования законодательства о борьбе с коррупцией», я был участником данного форума от Парламента. Рассматривался весь спектр вопросов. Говорилось о том, что требуются уточнения запрета на участие в управлении коммерческой организацией, на выполнение иной оплачиваемой работы, механизм практической реализации положений об общественном контроле в сфере борьбы с коррупцией и иные позиции.

В целом, я бы систематизировал все по следующим блокам:

— бессрочный запрет на трудоустройство в качестве госслужащих работников, совершивших тяжкое или особо тяжкое преступление против интересов службы;

— ограничение права на пенсионное обеспечение, предусмотренное законодательством о государственной службе;

— гражданско- правовой механизм изъятия по решению суда имущества, в отношении которого не представлены доказательства его приобретения;

— расширение перечня сведений о доходах и имуществе, подлежащих декларированию высокопоставленными должностными лицами;

-дополнение мер по борьбе с коррупцией системой мер общественного контроля.

Я думаю, что в ближайшее время все это будет еще раз проанализировано. Возможно, потребуются какие-то дополнительные обсуждения. Естественно нужны консультации ученых и практиков. И нельзя исключать, что уже в ближайшее время мы будем говорить о внесении изменений и дополнений в Закон «О борьбе с коррупцией».

О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ПРАЗДНИКЕ

Сегодня Комитет государственной безопасности отмечает 100-летие со дня образования. Для меня — это самый главный профессиональный праздник. И хотя профессия чекиста у меня не единственная (имею несколько дипломов), но около четверти века быть офицером органов госбезопасности не могло не сказаться на выборе «главного праздника».

Сегодня обстановка в мире далека от стабильной: растёт число угроз и рисков, игнорируются нормы международного права. В ход идут все средства: и шантаж, и провокации, и экономическое, и информационное давление, ставка на радикальные элементы, националистические группировки; попытки дестабилизировать внутреннюю ситуацию, и тем самым поставить под контроль целые страны. Но я уверен, что у нас будет все в порядке. Ни у кого не получится нас запугать.

В каждом государстве есть органы госбезопасности. Они стоят на страже национальных интересов государства, защищают его суверенитет и территориальную целостность, конституционный строй и безопасность наших граждан.

Поздравляю с профессиональным праздником всех действующих и бывших сотрудников КГБ, желаю им всем здоровья, успехов и благополучия.

Заголовки публикаций в СМИ

Все публикации
Главные новости
Все новости Законодательная деятельность Международная деятельность Общественно-политическая деятельность