Рус Бел Eng
Главная / Пресс-служба / Интервью, выступления, публикации

Информационно-аналитическое управление

Почтовый адрес: 220010, Республика Беларусь, г. Минск,
ул. Советская, 11.

Факс:  +375 (17) 222-32-13
Тел.:    +375 (17) 222-64-75         

Электронная почта: inform@house.gov.by

16.04.2021

Полоса без препятствий

16.04.2021

Экзамен на машине с «автоматом», выдача международных удостоверений, отсутствие балльной системы: закон «О дорожном движении» принят парламентариями в первом чтении

Какие изменения ждут водителей, кто получит доступ к медсправкам граждан, как можно оценить ситуацию с аварийностью на наших дорогах? Об этом в беседе с Игорем КОМАРОВСКИМ, председателем Постоянной комиссии по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Палаты представителей Национального собрания.

Учеба на автомате

— Нередко уровень подготовки в автошколах критикуют. Какие меры помогут повысить качество обучения водителей?

— Наряду с государственными организациями, занимающимися подготовкой и переподготовкой водителей, на рынке много частников. Учебные центры работают легально и отвечают всем необходимым требованиям. Но главное, в погоне за выгодой не упустить основную цель — качественную подготовку водителей. Конечно, клиентам хочется получить водительское удостоверение за короткий срок и с минимальными затратами. Прослеживается следующая тенденция: многие сдают на права исходя из расчета «пусть будет, может пригодиться». На мой взгляд, подход к обучению должен быть более осознанным. Каждый ли может быть водителем? Беседуя со специалистами в этой области мне не раз доводилось слышать о зарубежном опыте, например, той же Швеции с минимальным количеством ДТП. Там приступают к обучению только после определенных тренажеров, методик, тестов, которые помогают клиенту разобраться, захочет ли он дальше продолжать обучение.

— Многие начинающие водители после автошколы не ездят на «механике». Изменения в закон преду­сматривают, что появится возможность учиться на машине с автоматической коробкой передач и на ней же сдавать экзамен в ГАИ.

— Многие инструкторы говорят, что можно начать ездить на «автомате», а потом при необходимости быстро и без стресса переучиться на «механику». В России, например, почти в каждой автошколе можно учиться ездить на машинах и с механической, и с автоматической коробкой передач. Есть только один нюанс: те, кто сдавал экзамены на АКП, садиться за «механику» потом не могут. А наоборот — пожалуйста.

— Какое наказание в таком случае будет ждать нарушителя?

— Если попался первый раз, штраф от 5 до 20 базовых величин (от 145 до 580 рублей). А если поймают повторно в течение года, придется заплатить от 580 до 1450 рублей, в отдельных случаях возможен арест на срок до 15 суток или общественные работы.

К слову, при обучении появится конкретика с маршрутами, что особенно актуально для больших городов. Если законопроект будет принят, то автошколы смогут не согласовывать с ГАИ дороги для обучения вождению. За МВД закрепят полномочия на определение участков дорог, где курсантам ездить нельзя.

Права без границ

— Де-юре наши права действительны во многих странах. Однако де-факто, например, в США или Испании белорусам садиться за руль без международных водительских удостоверений запрещено. Как решить проблему?

— В 1968 году подписана Венская конвенция о дорожном движении. Десятками стран была введена единая форма международного водительского удостоверения. В государствах, где Венская конвенция не ратифицирована, белорусам понадобятся еще и международные права. Например, в Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке без них нельзя взять авто в аренду. Международные права — это только дополнение к основному удостоверению. Они представляют собой книжку чуть больше паспорта с информацией на различных языках. Ее будут выдавать по желанию на основании белорусского водительского удостоверения либо на три года, либо до истечения срока действия прав.

— У нас безопасности дорожного движения уделяется особое внимание. Что уже удалось сделать?

— Сегодня различные мероприятия, связанные со знаками на дорогах, инженерными сооружениями, пешеходными переходами, выполняются по рекомендации ГАИ. Законом предусмотрено, что вскоре этими вопросами будет заниматься владелец дороги. Также среди направлений на перспективу — внедрение интеллектуальных транспортных систем по всей стране. Один из примеров — информационное табло на МКАД. На экране можно отражать информацию о пробках, ДТП, ремонтных работах, погоде. Это сделает движение более комфортным и безопасным.

Справедливость правит бал

— В обновленном законе планировалось введение балльной системы нарушений. Предполагалось, что она будет работать в дополнение к имеющимся мерам законодательного регулирования. Однако в результате эту норму не приняли. Почему?

— Этот вопрос активно обсуждался в обществе. Соответствующие нормы были предложены в проекты кодексов об административной ответственности. Например, в перспективе 1 балл можно было бы получить за езду без техосмотра, непристегнутый ремень, 2 балла заработать за превышение скорости больше чем на 40 км/ч, 3 балла — за грубое административное нарушение, вождение в нетрезвом виде. Предполагалось, что накопленные водителем баллы списывались бы через год после начисления. Но на общественном обсуждении значительное число граждан не поддержало данной инициативы, и эти нормы были исключены как из проектов кодексов, так и из рассматриваемого законопроекта.

— Как вы оцениваете наше законодательство в отношении дорожного движения?

— За 20 лет мы добились больших успехов в части снижения аварийности на дороге, травматизма и смертности. Конечно, работы еще много. На мой взгляд, в погоне за свободой передвижения многие забывают о взаимном уважении. Конечно, личный автомобиль — это определенный уровень комфорта, но стоит отдавать приоритет общественному транспорту. Если уменьшить количество техники в центральной части города, то заторов станет меньше, улучшится экология. Еще одна проблема — парковка машин во дворах: наиболее остро она ощущается жителями микрорайонов вблизи МКАД — Малиновки, Уручья, Зеленого Луга, Каменной Горки. Многие водители паркуют свои грузовики как придется, чем ухудшают обзорность и препятствуют движению, уборке дорог. Считаю, в борьбе с нарушителями пригодилась бы помощь не только госавтоинспекторов, но и представителей частных организаций, которые могли бы эвакуировать неправильно припаркованный автотранспорт с улиц и дворов.

В тему

Когда есть жалобы на здоровье

— При подготовке законопроекта парламентариями и другими экспертами подробно изучались медицинские вопросы. Каких новшеств ждать?

— Мы проводили заседания рабочей группы с участием специалистов Минздрава и ГАИ. Сегодня прохождение техосмотра либерализовано: по сути, водитель не обязан возить с собой медицинскую справку. Она нужна только в нескольких случаях. Например, когда человек меняет водительское удостоверение либо возвращает права. В то же время сегодня недостаточно эффективно организован контроль за прохождением гражданами медицинских переосвидетельствований. Законопроектом предусматривается ведение Минздравом централизованной автоматизированной базы, содержащей информацию о медицинском освидетельствовании водителей. Специалисты, выдавая ее, будут видеть, обращался ли пациент за помощью и по какому профилю, есть ли у него заболевания, при которых запрещено водить авто. Эту информацию они будут предоставлять ГАИ, а Госавтоинспекция, в свою очередь, контролировать законность управления автомобилем. Передача данной информации предусмотрена и сегодня. Но процесс пока занимает довольно длительное время.

Еще одно нововведение упраздняет возможность сотрудникам ГАИ при обнаружении внешних признаков, указывающих на наличие заболевания, при котором запрещено управлять транспортным средством, направлять водителей на досрочное медосвидетельствование. Это право останется только у врачей. Также они смогут направить на досрочное медицинское освидетельствование водителя, который пришел на прием просто как пациент или проходит профосмотр.

Заголовки публикаций в СМИ

Все публикации
Главные новости
Все новости Законодательная деятельность Международная деятельность Общественно-политическая деятельность

220010, Республика Беларусь, г. Минск, ул. Советская, 11

Отдел по организации работы с документами
Тел.: (017) 222 32 62
Факс: (017) 327 37 84
E-mail: kc1@house.gov.by

Отдел по работе с обращениями граждан и юридических лиц
Тел.: (017) 222 62 52
          (017) 222 63 58

Направить электронное обращение в адрес Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь и ее Секретариата вы можете здесь

Пресс-служба
Тел./Факс: (017) 222 64 75
E-mail: inform@house.gov.by