Главная / Пресс-служба / Интервью, выступления, публикации

Информационно-аналитическое управление

Почтовый адрес: 220010, Республика Беларусь, г. Минск,
ул. Советская, 11.

Факс:  +375 (17) 222-32-13
Тел.:    +375 (17) 222-64-75
             +375 (44) 755-22-94

Электронная почта: inform@house.gov.by

29.06.2018

Снести нельзя реконструировать! Где ставить запятую?

29.06.2018

Состоялось очередное заседание районного исполнительного комитета, на которое были приглашены начальники управлений и отделов райисполкома, руководители учреждений и организаций, представители государства в открытых акционерных обществах. На заседании были также депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по Беловежскому избирательному округу № 8 Жанна Стативко, заместитель председателя государственного комитета по имуществу Республики Беларусь Александр Литреев, председатель комитета «Брестоблимущество» Павел Манько.

На обсуждение был вынесен вопрос «О состоянии работы по вовлечению в оборот неиспользуемого имущества». С докладом по этой теме выступила начальник отдела экономики райисполкома Лариса Снежко.

Из доклада Ларисы Снежко.

Системная работа по вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемого имущества была начата еще в конце 2006 года. На основе проведенной тогда райисполкомом с участием Фонда «Брестоблимущество» сплошной инвентаризации неиспользуемых объектов всех форм собственности были разработаны и утверждены решением райисполкома мероприятия по их вовлечению в хозяйственный оборот, которые включали 218 объектов, в их выполнении были задействованы 25 субъектов хозяйствования различных форм собственности.

Так, в начале 2007 года на территории района находилось 76,4 тыс. кв. метров неиспользуемых площадей, из которых 71,5% – у сельскохозяйственных организаций и почти четверть в государственной собственности.

19,0 тыс. кв.м. или почти четверть (24,9%) государственной собственности;

54,6 тыс. кв.м. (71,5%) имущество сельскохозяйственных предприятий;

         1,8 тыс. кв. м. (2,4%) – потребительской кооперации;

         1,0 тыс.кв.м. (1,3%) – прочие субъекты хозяйствования.

Глава государства поставил конкретную задачу – вовлечь в хозяйственный оборот все неиспользуемое имущество. Эти работы предполагалось завершить до декабря 2010 года.

Итог – 96,3% от общего количества объектов вовлечены либо ликвидированы (продано 34 объектов,  передано в аренду 16,  передано безвозмездно 10, использовалось в собственных целях 44, снесено 106).Однако по 8 объектам мероприятия не завершены до настоящего времени:

Это дом животновода д.Стриганец – ОАО «Ракитница»; насосная д. Ежики, здание бывшей школы, котельной и насосной д.Чижевщина  ОАО «Рогознянский»; дом механизатора и баня д. Деменичи ОАО «Хмелево»; магазин д. Глубокое филиала «Жабинковский» ТУП «Брестская межрайонная торговая база».

Здания ветшают, теряют свою привлекательность и с каждым годом вовлечь их в хозяйственный оборот становится все сложнее.

В 2013 году работа с неиспользуемым имуществом получила новое направление в связи с принятием Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 06.11.2013 № 957 «Об утверждении положения о порядке и условиях утверждения перечня неиспользуемых (неэффективно используемых) капитальных строений (зданий, сооружений), их частей».

Вопросы вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемого имущества неоднократно рассматривались на заседаниях районного исполнительного комитета, на расширенных аппаратных совещаниях, на сессии районного Совета депутатов.

Вместе с тем приходится констатировать: с каждым годом появляются новые неиспользуемые объекты и их количество постоянно увеличивается.

На 1 января текущего года на территории Жабинковского района имелось 111 неиспользуемых объектов общей площадью 35,3 тыс.кв.м. 

Отмечается сокращение неиспользуемых объектов государственной собственности на 69% и объектов сельхозпредприятий (в настоящее время это хозяйственные общества с долей районной коммунальной собственности в уставных фондах) – на 72%.

Вместе с тем значительно (в 4 раза) выросла доля неиспользуемого имущества, находящегося в собственности прочих субъектов хозяйствования. В первую очередь это объясняется тем, что сюда попали объекты, ранее находившиеся в республиканской собственности, и проданные в 2016 году ООО «Производственный центр по хранению и перевалке нефтепродуктов». Предприятие не осуществляет деятельность, согласно условиям договора купли-продажи в июле текущего года истекает двухлетний срок, в течение которого покупатель обязан вовлечь имущество в оборот.

Вовлечение в хозяйственный оборот имущества районной коммунальной собственности

Районным исполнительным комитетом проводится плановая комплексная работа по вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемого и имущества районной коммунальной собственности, его сноса и консервации.

Формирование и утверждением ежегодных календарных графиков вовлечения имущества в хозяйственный оборот,  мероприятий по сносу и консервации объектов, постоянный контроль за их выполнением, позволили обеспечить комплексный и системный подход к работе с неиспользуемым государственным имуществом.

За последние пять лет продано 9 объектов, задействовано в собственных целях после проведения ремонтных работ 2 объекта, 1 передан в безвозмездное пользование, по 13 объектам осуществлена безвозмездная передача в частную собственность.

В районный бюджет от продажи государственного имущества поступило 187,4 тыс. деноминированных рублей.

Самый низкий процент вовлечения отмечается в 2017 году – 37,5 (3 объекта из 8), общий процент выполнения запланированных мероприятий (с учетом сноса) составил 44,4% (4 из 9).

В связи с отсутствием покупателей признаны несостоявшимися 6 аукционов по продаже здания слесарной мастерской со складом в г. Жабинка.

КУМПП ЖКХ «Жабинковское ЖКХ» не вовлечены в хозяйственный оборот путем передачи в аренду либо безвозмездное пользование под оформленные договором обязательства по созданию рабочих мест здания 4-х бань, расположенных в агрогородках Кривляны, Озяты, Большие Яковчицы, Матеевичи.

В 2018 году необходимо вовлечь в хозяйственный оборот 6 объектов, из которых 5 подлежат продаже и 1 – безвозмездной передаче в частную собственность.

Кроме того, 3 объекта общей площадью 650,2 кв. метра подлежат использованию в собственных целях в будущих периодах (котельная СШ № 1 и инфекционный корпус больницы) и 1 площадью 11,7 кв.метра – сносу (артскважина д. Петровичи) в 2019 году.

Вовлечение в хозяйственных оборот имущества хозяйственных обществ с долей районной коммунальной собственности в уставных фондах

Через представителей государства в органах управления открытых акционерных обществ с долей коммунальной собственности Жабинковского района решениями наблюдательных советов ежегодно утверждаются мероприятия по вовлечению в хозяйственный оборот либо сносу неиспользуемого имущества

Всего в мероприятия на 2017-2022 годы  включено 48 объектов общей площадью 32,1 тыс.кв.метров, основная часть которых подлежит сносу – 41,7% (20 объектов);

Из них в 2017 году подлежали вовлечению либо демонтажу (сносу) 15 объектов.

(продажа – 2; передача в аренду – 2; снос – 7, реконструкция – 4).

В отчетном году мероприятия выполнены на 46,7 % (осуществлен снос 6 из 7 объектов и 1 из 4 объектов введен в эксплуатацию после реконструкции).

По двум объектам в течение года проводились работы по вовлечению (ОАО «Жабинковский» частично передал в аренду цех соломенных гранул, ОАО «Ракитница» проведены аукционы по зданию АТС д. Федьковичи – здание продано на аукционе в январе 2018 г.).

По 6 объектам работы не проводились из-за отсутствия финансовых средств.

В текущем году необходимо вовлечь 6 объектов (3 продажа, 2 реконструкция, 1 аренда) и осуществить снос 9.

Так, по состоянию на 1 июня текущего года:

продано здание АТС д. Федьковичи (ОАО «Ракитница»);

передан в аренду цех соломенных гранул ОАО «Жабинковский»;

снесен КЗС д.Свищи ОАО «Вознесенский».

ОАО «Жабинковский» ведутся работы по сносу 4 объектов на ферме д. Пруск, в стадии завершения оформление ОАО «Озяты Агро» прав на земельный участок для обслуживания здания спального корпуса и пищеблока на хуторе Мельники.

Еще один проблемный вопрос в работе с неиспользуемым имуществом на территории района – вовлечение в хозяйственный оборот объектов потребительской кооперации.

ТУП «Брестская межрайонная торговая база» необходимо провести полную инвентаризацию недвижимого имущества, находящегося на территории Жабинковского района, для последующей постановки на бухгалтерский учет неучтенных объектов либо их сноса.

Сегодня установленный порядок распоряжения государственным имуществом направлен на активизацию работ по вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемого используемого имущества.

Это возможность отчуждения объектов государственной собственности без наличия документов, удостоверяющих государственную регистрацию прав на данное имущество; выставление на аукцион с начальной ценой продажи, равной одной базовой величине без поэтапного понижения начальной цены продажи; предоставление покупателю права сноса приобретенных объектов и строительства нового объекта для осуществления предпринимательской деятельности;

предоставление покупателю рассрочки за приобретенное имущество на срок до 5 лет для организации производства товаров (работ, услуг) и другие.

Решением Брестского облисполкома от 23.11.2017 № 752  хозяйственным обществам с долей госсобственности в уставных фондах рекомендовалось установить порядок распоряжения имуществом, аналогичный порядку, утвержденному для госсобственности. Данная норма позволит привлечь потенциальных покупателей, ускорить сроки выполнения запланированных мероприятий по продаже объектов.

Для примера – ОАО «Жабинковский» принято положение, регламентирующее порядок предоставления покупателю рассрочки оплаты за приобретенное имущество, проводится комплекс мероприятий по отчуждению здания Цеха соломенных гранул в д.Рачки. Обязательное условие предоставления рассрочки – организация нового производства.

На арендуемых площадях уже организовано производство евротары,  а высвобожденные средства покупателем будут направлены на развитие нового производства по выпуску экспортоориентированной продукции, созданию дополнительно 15 рабочих мест. 

Также открытые акционерные общества могут в рамках реализации пилотного проекта заключить договор с единым оператором  на организацию работ  по продаже недвижимого имущества начиная от оформления правоустанавливающих документов и заканчивая проведением аукциона.

В конечном итоге, анализируя причины невыполнения задачи по вовлечению в хозяйственный оборот всего неиспользуемого имущества, можно отметить формальное отношение отдельных руководителей к выполнению запланированных мероприятий, недостаточную работу балансодержателей по поиску потенциальных покупателей и обеспечению рекламы о продаже или сдаче в аренду объектов недвижимости.

Усовершенствованный порядок распоряжения имуществом создает все предпосылки для повышения эффективности использования неиспользуемого имущества, ускорения его вовлечения  в хозяйственный оборот и выполнения поручения Главы государства.

После обсуждения доклада и.о. главы района Александр Кучинский подвёл итоги заседания исполкома.

Светлана БЕЛЯК.

Заголовки публикаций в СМИ

Все публикации
Главные новости
Все новости Законодательная деятельность Международная деятельность Общественно-политическая деятельность