Главная / Пресс-служба / Интервью, выступления, публикации

Информационно-аналитическое управление

Почтовый адрес: 220010, Республика Беларусь, г. Минск,
ул. Советская, 11.

Факс:  +375 (17) 222-32-13
Тел.:    +375 (17) 222-64-75
             +375 (44) 755-22-94

Электронная почта: inform@house.gov.by

19.03.2019

Стандарты против барьеров

19.03.2019
Автор: Ольга Медведева

Новую редакцию Закона «Об обеспечении единства измерений» обсудили эксперты

Корректировка Закона Республики Беларусь «Об обеспечении единства измерений» стала поводом для основательного разговора белорусских депутатов и специалистов Госстандарта. Впрочем, разговор шел не только о законодательных новеллах и замечаниях бизнеса по этому поводу. Важной темой стало техническое регулирование в рамках Евразийского экономического союза и роль стандартов для повышения экспортного потенциала страны.

Доверие к мере

В преддверии весенней сессии Постоянная комиссия Палаты представителей по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи провела выездное расширенное заседание на базе Госстандарта и Белорусского государственного института метрологии, во время которого ближе познакомилась с их деятельностью и обсудила проект новой редакции закона.

— Необходимость в корректировке возникла в связи с гармонизацией с положениями Договора о Евразийском экономическом союзе в сфере метрологии, — пояснил журналистам председатель Госстандарта Валентин ТАТАРИЦКИЙ. — Кроме того, Беларусь находится в активной фазе вступления во Всемирную торговую организацию, обязательное условие которого — соответствие нормативно-правовой базы, в том числе в области метрологии, международным требованиям. Еще один веский аргумент — международные тенденции. В метрологии происходят кардинальные изменения. Речь, в частности, о резолюции в отношении новых определений базовых единиц Международной системы единиц, принятой на 26-й Генеральной конференции мер и весов в конце прошлого года в Версале.

Основные новеллы, предусмотренные новой редакцией закона «Об обеспечении единства измерений», касаются метрологической прослеживаемости, стандартных образцов, референтных методик испытаний, единиц физических величин.

— Референтные — это те, которые являются основными и не оспариваются. Это поможет регулировать разногласия с партнерами, — добавил Валентин Татарицкий. — Референтные методики разрабатывают передовые предприятия в своей сфере деятельности, которые имеют наилучшие измерительные возможности в виде испытательного оборудования, методик и наилучшее научное обоснование.

Руководитель комитета также подчеркнул суть закона — обеспечить единство измерений, постоянно повышая их точность и достоверность. Любой человек должен быть уверен, что килограмм — это килограмм, а метр — это метр. В комплексе важно сделать закон на благо и производителям, и потребителям.

Председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, топливно-энергети-ческому комплексу, транспорту и связи Андрей РЫБАК отметил широкую сферу действия закона, что объясняет большой интерес к нему и в парламенте, и у представителей реального сектора экономики. «Мы разослали законопроект по 20 промышленным предприятиям и получили отзывы. Все предложения обсуждаются со специалистами Госстандарта. Наша задача — помочь продвижению белорусской продукции на внешних рынках. Синхронизация законодательства в сфере единства измерений — один из краеугольных камней для увеличения экспортного потенциала страны», — заметил он.

В качестве примера депутат привел спорные вопросы при поставках продукции «Беларуськалия» на российский рынок, которые возникали как раз из-за несовпадения методик измерения. Во время выездного заседания парламентской комиссии депутаты также обсуждали со специалистами и ситуацию, связанную с поставками белорусской пищевой продукции в соседнюю страну.

Государство отвечает за безопасность

Единая система технического регулирования направлена на развитие интеграции в рамках Евразийского экономического союза. Ее главное предназначение — безопасность выпускаемой на рынок продукции. Кроме того, охрана окружающей среды и ресурсосбережение. Для этого создаются обязательные требования в виде технических регламентов, пояснил депутатам одно из важных направлений в деятельности Госстандарта его руководитель.

В рамках союза действует решение о создании перечня из 66 объектов, на которые могут быть разработаны единые обязательные требования. До тех пор, пока не введены технические регламенты Евразийского экономического союза, страны-участницы вправе вводить национальные требования, если продукция включена в этот перечень.

На сегодняшний день в рамках Евразийского экономического союза принято 47 технических регламентов, 13 находятся в стадии разработки. При принятии последних национальные регламенты автоматически теряют свою силу.

«Одна из основных задач технического регулирования — снятие технических барьеров в торговле. Но, к сожалению, зачастую видим противоположное его использование — для их создания», — поделился Валентин Татарицкий.

Бизнес должен быть заинтересован в качестве

Председатель Госстандарта акцентировал внимание депутатов и на роли стандартов не только как добровольного инструмента для выполнения обязательных требований технических регламентов, но и для повышения уровня конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешнем рынках.

В качестве одной из ключевых проблем он отметил недостаточное финансирование разработки современных стандартов. «Возможность работать по качественным характеристикам, определяющим в том числе конкурентоспособность продукции, — это прерогатива производителей, — пояснил руководитель Госстандарта. — Продвигать свои интересы, повышая уровень качества изделий и доверия потребителя, они могут, участвуя в работе как национальных, так и международных технических комитетов по стандартизации. Условия для этого в стране созданы. Кроме того, мы позволили бизнесу самому делать технические условия на продукцию, при этом экспертиза этих условий не проводится. Идея в том, чтобы производитель оперативно мог создать технический документ, по которому будет выпускать более прогрессивную продукцию. К сожалению, иногда это реализовано по-другому: в технических условиях мы видим отступление от обязательных требований, отсутствие необходимых измерений для подтверждения заявленных характеристик. Наш бизнес оказался не готов к такой степени доверия к нему».

Бизнес должен быть более активным в сфере стандартизации и метрологии, считает Валентин Татарицкий. Участие в работе технических комитетов соответствующих международных организаций позволяет видеть, куда движется мировой рынок, как развиваются конкуренты. Развитие испытательной базы позволяет изучать продукцию конкурентов и создавать свою с лучшими характеристиками. Однако и первое, и второе бизнес делает неохотно.

Тема стандартизации актуальна и в рамках Евразийского экономического союза. Создан Совет руководителей национальных органов по стандартизации, уже проведено его первое заседание, намечено второе. Обсуждаются вопросы реформирования межгосударственной системы стандартизации, источники финансирования разработки стандартов, переход на цифровую стандартизацию. Госстандарт также подготовил и направил ряд предложений в правительство Беларуси по совершенствованию работы в сфере технического регулирования на евразийской площадке.

Оценка соответствия и ответственность

Единое техническое регулирование в рамках союза — хорошая идея, подчеркнул Валентин Татарицкий. Смысл ее в том, чтобы иметь единые требования и процедуры доступа продукции на рынок для всех, при этом требования эти должны быть прогрессивными. Но если есть требования, их нужно подтверждать. Для этого была создана система оценки соответствия. Однако основные подходы в процедурах проведения этой оценки были обозначены в технических регламентах союза недостаточно полно. Это породило ряд проблем. Одна из них — наличие в сфере обращения продукции, сопровождающейся необоснованно выданными документами.

«У нас в стране в этой части наведен порядок. Но основная доля необоснованно выданных документов на продукцию, которая поступает на рынок Беларуси, приходится на страны-партнеры. Продавец, импортер, изготовитель, орган, выдавший документ, — каждый должен иметь свою дифференцированную меру ответственности, — убежден Валентин Татарицкий. — В этом очень не заинтересован недобросовестный бизнес, причем не производитель, а торговые сети и ассоциации. В результате система создала более льготные условия для импортеров, чем для производителей союза. Наши предприятия добросовестно выполняют все требования, а из третьих стран зачастую везут продукцию сомнительного качества.

При этом из-за сложности достижения консенсуса между странами — членами союза работа над соглашениями, принятием технических регламентов и внесением в них изменений растягивается на годы. Так происходит, к слову, с Соглашением об устранении технических барьеров в торговле с третьими странами.

«У нас есть четкое видение, что нужно сделать, — утверждает руководитель Госстандарта. — Тупика нет. Есть понимание и с Евразийской экономической комиссией. Но быстро отрегулировать вопросы со всеми странами очень сложно, зачастую это требует участия высшего руководства».

Председатель Госстандарта также напомнил, что Евразийский экономический союз образован, чтобы ни товары, ни рабочая сила внутри него не имели барьеров для своего движения: «Наши усилия должны быть сконцентрированы на создании таких требований, которые бы способствовали выпуску безопасной и конкурентоспособной продукции, а за счет кооперации в рамках союза она должна выходить за его границы. Смысл союза — общими усилиями создавать продукцию для мирового рынка. А мы зачастую создаем друг другу препятствия. И с этим нужно бороться».

Заголовки публикаций в СМИ

Все публикации
Главные новости
Все новости Законодательная деятельность Международная деятельность Общественно-политическая деятельность