САЙТ РАБОТАЕТ В ТЕСТОВОМ РЕЖИМЕ
Главная / Пресс-служба / Интервью, выступления, публикации

Информационно-аналитическое управление

Почтовый адрес: 220010, Республика Беларусь, г. Минск,
ул. Советская, 11.

Факс:  +375 (17) 222-32-13
Тел.:    +375 (17) 222-64-75
             +375 (44) 755-22-94

Электронная почта: inform@house.gov.by

21.04.2017

Ставка на развитие

21.04.2017

Правительство внесет предложения по совершенствованию механизмов налогообложения

Об этом заместитель Главы Администрации Президента Валерий Мицкевич заявил на днях Национальному правовому интернет-порталу. Чуть ранее Министерство антимонопольного регулирования и торговли направило Президенту проект указа об упрощении ведения бизнеса в малых городах и на селе. Если документ будет подписан, он позволит открыть магазин или кафе за одну базовую в год — и никаких других налогов. Но звучат и вовсе смелые идеи: снизить “налоговый пресс” повсеместно. Немало таких предложений, в частности, выявляется в ходе идущего в эти дни общественного обсуждения документов о раскрепощении предпринимательства. Как к подобному относятся эксперты от экономики?

СТАБИЛЬНОСТЬ ПРЕЖДЕ ВСЕГО

Валерий Бороденя, заместитель председателя Постоянной комиссии по бюджету и финансам Палаты представителей

Почему в общественном мнении очень редко можно встретить позитивные отзывы как о налогах, так и о налоговой системе в целом? Во-первых, в обществе не сформировано понимание важности и безальтернативности честной уплаты налогов. Уход от налогов, сокрытие доходов чаще оправдываются общественным мнением, а не осуждаются. Не все понимают, что такое отношение ведет к серьезным рискам, которые реализуются не на уровне каждого конкретного гражданина, а на уровне страны в целом. Это риски потери суверенитета, нестабильности общества. Думаю, что это “болезнь роста”, свойственная молодому государству.

Во-вторых, система налогообложения должна сравниваться с соседними странами и быть на этом фоне конкурентоспособной — чтобы у бизнеса не возникало желания воспользоваться более благополучной ситуацией у соседа и не было перетоков капитала. В нашей стране, я считаю, в этом отношении за последние десять лет проделана огромная работа. Количество налогов снижено, и наша система налогообложения весьма и весьма конкурентоспособна. Это касательно налогообложения юридических лиц — но и физическим лицам грех жаловаться. Плоская 13-процентная шкала — это отнюдь не грабительская ставка. И не прогрессивная шкала, имеющаяся во многих странах.

Сторонники резкого снижения налоговой базы в своих рассуждениях обычно исходят из того, что в таком случае резко повысится эффективность бизнеса. Но сперва стоит присмотреться: а какие факторы обуславливают тот или иной уровень конкурентоспособности нашего бизнеса? Налоги или все же какие-либо другие показатели? Думаю, если мы хотим сделать наш бизнес эффективным, стоит “поискать” в других местах. Например, обратить внимание на управление персоналом, систему мотиваций. Ведь не секрет, что по сей день многие предприятия и компании работают по старым схемам — просто механически нанимают людей. А если не сработали должным образом — увольняют их и набирают новых. Большинство предприятий и фирм не формируют корпоративную культуру, как не предоставляют людям и долгосрочные мотиваторы для развития.

Уменьшение налогов не самый лучший сегодня вариант и по другой причине. Да, НДС сегодня у нас 20 процентов, в России — 18, в Казахстане — еще ниже. Но мы должны понимать, что в нашей стране не сырьевая экономика. И наше государство будет не в состоянии обеспечивать свои социальные обязательства, имея низкие налоги.

На сегодняшний день наша система налогообложения достаточно конкурентоспособна и позволяет предприятиям работать в современной жесткой конкурентной среде. Поэтому делать в налоговой системе какие-либо революционные изменения — в надежде, что через год, два, пять мы получим некие дивиденды, — было бы слишком опрометчивым шагом. Сторонники такой теории, кстати, не представляют расчетов — каким образом снижение налоговых ставок повлияет на доходную часть бюджета через несколько лет. А государство на такой шаг может решиться лишь в том случае, если будет иметь определенные гарантии. Если же никаких гарантий нет — наверное, тогда лучше не трогать систему, которая нормально работает и дает эффект. Кстати, и в бизнес-союзах нашей страны добиваются прежде всего стабильности, а не механического снижения налогов. А система налогов сегодня не является для бизнеса ключевой проблемой. Рискну предположить, что кадровый дефицит сегодня куда более существенная проблема, нежели налоги.

Другое дело, что общая налоговая нагрузка будет снижаться вместе с ростом налоговой культуры, повышением ответственности каждого плательщика, каждого гражданина. Формирование в обществе понимания важности функционирования эффективной фискальной системы позволит отказаться от таких негативных практик, как взимание налогов авансом до начала деятельности, формирование дорогостоящих систем контроля, ежегодный пересмотр всевозможных ставок. И хотя путь повышения такой культуры нелегок и занимает порой десятилетия, мы успешно движемся в этом направлении.

Заголовки публикаций в СМИ

Все публикации
Главные новости
Все новости Законодательная деятельность Международная деятельность Общественно-политическая деятельность