Рус Бел En
Главная / Пресс-служба / Интервью, выступления, публикации
09.11.2018

Вперед в прошлое

09.11.2018

Рынок вооружений выходит из-под контроля

Решение США выйти из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности вызвало большой резонанс в мировом сообществе. Одновременно растет военная активность НАТО на его восточном фланге. Примером тому стали крупнейшие со времен холодной войны учения сил альянса в Норвегии. Неужели мир сползает к новой гонке вооружений? Насколько велика сегодня угроза глобального конфликта? Свой взгляд на проблему “НГ” высказал председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам Валерий Воронецкий.

— Валерий Иосифович, в мире творится что-то невообразимое. Взаимные санкции, валютные и торговые войны, нарушения международного права стали уже едва ли не нормой отношений. Теперь появилась еще вполне реальная угроза глобального конфликта. США поставили под сомнение казавшийся незыблемым Договор о РСМД. Абсолютно непонятна судьба договора о стратегических наступательных вооружениях. Почему так легко перечеркивается эта правовая база?

— Это вызвано целым рядом объективных причин. Мир серьезно изменился. Во времена блокового противостояния двух систем, которые олицетворяли собой США с НАТО и СССР с Варшавским Договором, договорная основа между ними обеспечивала определенный баланс и сдерживание. Но СССР и Варшавского Договора давно нет. На мировую арену вышли новые центры силы — Евросоюз, динамичные Китай, Индия... Это создает новую геостратегическую и военно-политическую ситуацию. Для американцев сегодня очень важно обеспечить сдерживание не только России, но и новых геополитических игроков. Например, тот же Китай, как известно, не является подписантом Договора о РСМД, а значит, может беспрепятственно разрабатывать ядерное оружие средней и меньшей дальности. Это категорически не устраивает США, которые хотят иметь военное превосходство в Азии. Поэтому все прежние договоренности подвергаются эрозии. Выход из этих соглашений развязывает руки для наращивания военной мощи, создания новых видов оружия.

Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор. Об этом хорошо сказал наш Президент в ходе встречи Основной группы Мюнхенской конференции. Сегодня в активной политике живет поколение людей, которое практически не знает, что такое война. Общество в целом, особенно молодежь, имеет представление о ней лишь из компьютерных игр и кинофильмов. Как результат, теряется ответственное понимание реальности. Ослабляется общественное давление на политиков, дипломатов с тем, чтобы они обеспечивали и гарантировали мир и безопасность, не загоняли страны и экономики в “капкан” противоборства. Вспомните, как в 1970—1980-е годы в разных уголках планеты проходили различные шествия, марши мира. Это было мощнейшее общественное движение, во многом влиявшее на действия властей. Сейчас ничего такого нет. Люди перестали ощущать эту опасность, а политики теряют интерес к контролю над вооружениями. Государства не заинтересованы в сдерживании друг друга, стремясь получить военное превосходство.

— Но ведь это прямой путь в прошлое, к новой гонке вооружений со всеми вытекающими последствиями? Если демонтировать существующие договоры, то никакого контроля за ракетами, ядерным оружием не будет в принципе.

— Увы, такова реальность. Человечество уже втягивается в гонку вооружений. Если эти процессы сейчас не остановить, они просто станут неуправляемыми. Когда существовало два блока, вокруг которых формировался круг союзников и партнеров, мир был более предсказуемым и понятным. Теперь же мы наблюдаем ситуацию рыхлости в международной политике. Международное право также перестает работать, потому что оно не учитывает современную геополитическую реальность, новую расстановку сил в мире. Отсюда недалеко и до хаоса, “войны всех против всех”, когда каждый сам за себя.

— И каким же вам видится выход из положения?

— Необходимо выйти на новое качество сдерживания и контроля над вооружениями. А для этого надо вернуться к “нормальности” в  отношениях между государствами и в первую очередь — между сильными мира сего. Следует создать такой контекст в международной политике, который вел бы к большему доверию между странами. На встрече Основной группы Мюнхенской конференции по безопасности в Минске об этом также говорили политики, эксперты и дипломаты из разных стран. Это дает надежду, что люди, от которых во многом зависит принятие решений или которые близки к этому процессу, понимают всю остроту момента. Осознают, что, если мы лишимся основных соглашений о контроле над вооружением, стратегический баланс может нарушиться, а это крайне опасно.

— Не менее опасным симптомом, подстегивающим гонку вооружений, можно назвать усиление военной активности НАТО, которая достигла небывалого уровня со времен холодной войны. Много шума наделали планы Вашингтона и Варшавы по размещению американской военной базы в Польше.

— Наши польские друзья говорят, что им эта база нужна, чтобы обеспечить свою безопасность. Они видят угрозу с Востока, и об этом прямо сказал министр иностранных дел Польши Яцек Чапутович в Минске. Но вся история белорусско-польских отношений, как сказал наш Президент, — это история союзнических отношений. Мы когда-то жили в одном конфедеративном государстве — Речи Посполитой, вместе воевали против фашизма, были союзниками в послевоенный период. Мы близки в культурном плане, ментально. Между нашими народами много личных, человеческих связей. Беларусь как суверенное государство проводит независимую и миролюбивую внешнюю политику. Так какая же угроза может исходить для Польши от Беларуси? Да и от России, уверен, тоже никакой угрозы нашим западным соседям не исходит. Пока, наоборот, именно военная инфраструктура НАТО подтягивается к нашим границам вопреки данным когда-то на самом высоком уровне заверениям, что Альянс не будет расширяться на Восток.

На мой взгляд, наши соседи такой риторикой пытаются привлечь внимание к себе и повысить свой международный политический вес. То же самое, кстати, делают страны Балтии. Намеренно создают политические мифы, нагнетают страсти о “русской угрозе”, максимально привлекают к этому внимание США и стран НАТО, чтобы получить определенные дивиденды, в том числе политические, и бонусы в качестве финансовых вливаний, новых видов оружия и военной техники. Не стесняются использовать лозунг “русские идут” и во внутриполитической борьбе. Это очень опасная игра, которая точно не способствует укреплению мира и доверия в регионе.

— Думаю, такая эскалация напряженности выгодна и самим США, чтобы усилить свое присутствие в Европе и контроль над ней?

— Это с одной стороны. С другой — для них важно всячески сдерживать развитие России. В военно-политической стратегии США четко прописано, что важнейшая геостратегическая цель Соединенных Штатов состоит в том, чтобы не допустить появления в мире других центров силы, способных противостоять или угрожать национальным интересам США. В первую очередь по доступу и контролю над стратегическими ресурсами, транспортными путями и так далее.

— “Ястребы” в американской администрации до сих пор считают, что одержать победу в холодной войне им помогла не политика разрядки и не договоры о сокращении ядерных вооружений, а, напротив, агрессивное их наращивание, которое привело к экономическому коллапсу СССР в попытке угнаться за соперником.

— Так или иначе, изменение конфигурации международных отношений не может не беспокоить США и их союзников. Поэтому громкие заявления наших западных соседей дают основание Западу создавать дугу для сдерживания России. Но должен сказать, здесь нет ничего специфически антироссийского. То же самое, очевидно, будет делаться вокруг Китая и других центров силы, которые будут возникать. Но, думаю, это бесперспективно, потому что баланс сил в мире уже изменился. И будет меняться, хочется нам того или нет.

— Если великие державы утратили статус гарантов безопасности и не могут договориться между собой, может, настало время сказать свое веское слово другим странам? Насколько велика значимость так называемых малых государств, в том числе Беларуси, в этом вопросе?

— Малые государства, безусловно, могут играть важную роль доноров стабильности и безопасности в своих регионах и мире в целом. А геополитические центры силы, если они действительно заинтересованы в сохранении мира и безопасности, должны уважать суверенитет и независимость этих государств и вместо попыток оказания влияния и давления на них в собственных интересах сотрудничать с ними в интересах мира, стабильности и безопасности. 

Тут возникает вопрос: а малые государства — это какие? Беларусь, например, по своим размерам, по численности населения, кажется, к малым государствам не отнесешь. Но все относительно. Чтобы было понятно, в Западной Европе, например, к таковым относят королевства Бельгию, Данию, Нидерланды, Испанию, Норвегию, Швецию, Великое Герцогство Люксембург, республики Австрию, Грецию, Ирландию, Исландию, Португалию, Финляндию, Швейцарию. 11 из них члены Евросоюза. Сегодня это богатые, развитые страны. Если мы говорим о мире и безопасности, их голос, так же как и других государств, может звучать чаще и громче.

Пример Беларуси, находящейся на границе геополитического противостояния и сохранившей при этом добрые партнерские отношения со всеми своими соседями, мог бы рассматриваться в качестве модели для выстраивания новой архитектуры европейской и глобальной безопасности. Конечно, США и ЕС хотели бы, чтобы на мировой арене мы исходили из их интересов. Россия заинтересована в том, чтобы Беларусь также говорила одним голосом с ней во внешней политике. Да и та же Украина... Однако несмотря на внешнее давление, попытки разных игроков втянуть нас в сферу своего влияния, наша страна сумела отстоять суверенное право на проведение самостоятельной внешней политики. И сегодня политики и эксперты начинают все больше понимать ценность независимой и миролюбивой Беларуси для обеспечения мира и безопасности в нашем регионе, в Европе в целом. И разве это не здорово, что в условиях столкновения и противоборства интересов мировых центров силы есть страна, куда сегодня всем комфортно приехать и на разных уровнях вести конструктивный и доброжелательный диалог. И это ли не свидетельство возрастающего авторитета и влияния Беларуси на международной арене?!

Заголовки публикаций в СМИ

Все публикации
Главные новости
Все новости Законодательная деятельность Международная деятельность Общественно-политическая деятельность