Главная / Пресс-служба / Интервью, выступления, публикации

Информационно-аналитическое управление

Почтовый адрес: 220010, Республика Беларусь, г. Минск,
ул. Советская, 11.

Факс:  +375 (17) 222-32-13
Тел.:    +375 (17) 222-64-75
             +375 (44) 755-22-94

Электронная почта: inform@house.gov.by

07.02.2020

Зачем объединять выпускные экзамены с ЦТ?

Расписание на завтра

Тесты как форма вступительных экзаменов в вузы прошли у нас проверку временем. Однако это не значит, что дальше совершенствоваться некуда. Изменения анонсируются. Они вызывают бурную реакцию в обществе. В частности, споры идут вокруг того, когда полноценные экзамены с билетами и преподавателями позволят точнее оценивать знания абитуриентов, чем привычные тесты. Но, пожалуй, один из основных сегодня вопросов — должны ли выпускные и вступительные экзамены проводиться в одном формате?


Идти от жизни
Сейчас специалисты разрабатывают систему возможного совмещения школьных экзаменов и ЦТ. Нововведения обсуждают с педагогической общественностью. Главное — процесс должен идти от жизни.
Вероятно, альтернативой централизованному тестированию и выпускным экзаменам может стать общенациональный экзамен — объединит в себе и выпускные экзамены, и вступительные испытания. С одной стороны, это поможет независимо оценить знания школьников, а с другой — не перегрузить их дополнительной подготовкой к ЦТ.
В Беларуси создана самобытная система обучения с множеством стандартов и тонкостей. Вспомните, ЦТ было принято обществом далеко не сразу. Тестирование стало внедряться в Беларуси еще в 1998 году в качестве эксперимента. Были сомнения, что эта форма оценки знаний приживется. Но со временем она стала доказывать свою эффективность. Плюсов у тестирования несколько. Тесты засекречены. Есть специально созданная Госкомиссия по контролю за вступительными испытаниями. Коррупция практически сведена к нулю. Но в то же время за обезличенным механическим способом проверки знаний не видна индивидуальность абитуриента. Все чаще мы наблюдаем у молодежи неумение высказывать и грамотно формулировать мысли.
Тестирование — всего лишь одна из форм оценки знаний, и я ее не абсолютизирую. Тесты хороши с технической точки зрения как проверка знаний. Старшеклассников при подготовке к поступлению учат лишь решать тесты и заучивать нужную информацию. Отбор с помощью централизованного тестирования негативно сказывается на проф­ориентации. Не прошел в один вуз, поступил в другой, где поменьше конкурс. Такая система заранее ориентирует быть юристом, экономистом, психологом. Выходит, образование для галочки.
В советской школе на старшую ступень попадали 60 процентов учеников, из них где-то 35 процентов становились потом студентами. Сейчас ценность высшего образования девальвировалась. Еще один важный вопрос: как сместить вектор интересов школьников? У нас не хватает рабочих рук — токарей, слесарей, монтажников. Молодежь зачастую получает диплом опять-таки для галочки и часто вынуждена работать не по профессии — зарплаты не устраивают, вакансий нет. А хороших специалистов-выпускников переманивают за рубеж.
Образование должно ориентироваться на потребности экономики, а условия обучения быть приближены к реальным условиям работы. Нужно четкое понимание того, какие профессии и на каких производствах востребованы сегодня и будут востребованы в среднесрочной перспективе. Работодатель не всегда доволен уровнем образования, с которым приходят молодые специалисты. Ребята порой на своей первой работе слышат: «Забудьте все, чему вас учили». От этой формулы пора уходить.
Министерство образования идет по пути плавного и вдумчивого совершенствования системы в соответствии с новыми требованиями, которые ставят общество и государство, учитывая уже накопленный положительный опыт и традиции. Следует понимать, что любые новации нацелены на повышение качества образования. Главное — не проводить реформ ради реформ. Поэтому при сближении двух форм оценки знаний важен синергетический эффект, то есть взаимодополнение. В широкую практику должны войти собеседования, устные экзамены и т. д. А вот как к этому прийти? Об этом нужно думать.

 

Заголовки публикаций в СМИ

Все публикации
Главные новости
Все новости Законодательная деятельность Международная деятельность Общественно-политическая деятельность