Информационно-аналитическое управление
Почтовый адрес: 220010, Республика Беларусь, г. Минск,
ул. Советская, 11.
Факс: +375 (17) 222-32-13
Тел.: +375 (17) 222-64-75
Электронная почта: inform@house.gov.by
12 октября 2022 года состоялось очередное заседание девятой сессии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь седьмого созыва.

В начале заседания со вступительным словом к депутатам
обратился Председатель Палаты представителей Андрейченко В.П.
Выступление
Председателя Палаты представителей Национального собрания
Республики Беларусь Андрейченко В.П.
Уважаемые депутаты!
Сегодня наша страна переживает непростой период.
Коллективный Запад не оставляет попыток сохранить свое доминирование и ради
этого готов уничтожить весь мир. Ярким подтверждением тому является принятое
вчера странами G7 совместное заявление по Украине. В очередной раз
демонстрируется предвзятый подход, не позволяющий прийти к мирному разрешению
конфликтной ситуации. По-прежнему западные политики призывают к дальнейшей
изоляции России и наказанию Беларуси вопреки нашей миролюбивой позиции.
Все вы были участниками мероприятия, проведенного по
поручению Главы государства Секретариатом Совета Безопасности. В его рамках
была доведена исчерпывающая информация о текущей военно-политической обстановке
и прогнозах ее развития. Силовой блок готов к отражению любых провокаций,
экономика стабильна, а санкциям найден достойный ответ.
Прошу депутатов активно включиться в работу по доведению этой информации до сведений избирателей, трудовых коллективов. Люди должны знать правду о реальной ситуации, принимаемых государством мерах по защите национальных интересов и безопасности каждого человека.
Уважаемые коллеги!
На прошлой неделе в ходе совещания с экономическим блоком
Правительства Главой государства высказан ряд серьезных замечаний к органам
власти, депутатам, поставлены конкретные задачи по улучшению ситуации на
потребительском рынке.
Директивой Президента № 10 от 6 октября текущего года введен
запрет на повышение цен и дано поручение по насыщению внутреннего рынка
товарами и услугами. Ее основная цель — установить эффективную систему ценового
контроля, направленную на снижение инфляции, удовлетворение покупательского
спроса и самое главное — защиту интересов наших граждан.
Депутатский корпус оперативно включился в реализацию данного
документа. 10 октября члены Комиссии по жилищной политике и строительству
изучали ситуацию в гипермаркетах Минска, а вчера Комиссия по бюджету и финансам
— в Копыльском районе.
Аналогичные мероприятия необходимо провести в ближайшее
время и другим постоянным комиссиям. Мониторинг цен в регионах со стороны
депутатов должен приобрести более целенаправленный и системный характер. Важно,
чтобы граждане постоянно чувствовали и видели конкретные результаты нашей
работы.
Следует брать под жесткий контроль ассортимент белорусской
продукции, особенно в торговых сетях, отслеживать исполнение Директивы всеми
субъектами хозяйствования независимо от форм собственности.
Надо выявлять проблемы, которые имеются у производителей с
поставкой товаров на реализацию, вникать в них, совместно с заинтересованными
находить пути решения. В этом плане абсолютно справедлива критика со стороны
Главы государства по Столинскому району. Аграрии не могут продать свой урожай и
вынуждены его закапывать. А депутаты, получается, не владеют ситуацией. А если
знают об этом, почему не разбираются в причинах, не информируют руководство
региона, МАРТ?
Полномочий у вас более чем достаточно. Плотно работайте с
губернаторами, с местными органами власти, профсоюзами, СМИ. Больше общайтесь с
людьми. Они могут подсказать вам то, что вы не увидите в сухих цифрах
отчетности.
На особый контроль следует взять вопросы потребкооперации.
Поручаю Комиссии по жилищной политике и строительству провести анализ торговых
и производственных мощностей Белкоопсоюза и в максимально короткие сроки внести
свои предложения.
Депутатам необходимо изучить в регионах работу точек
потребкооперации, определить в ней узкие места. Следует рассмотреть финансовое
положение этих организаций, обеспеченность по видам плодоовощной продукции,
цены реализации в магазинах, условия расчетов с поставщиками, наличие
собственной переработки, овощехранилищ, торговых партнеров и логистику
поставок.
Вы должны полностью владеть ситуацией в округе, начиная от
работы автолавок, магазинов и заканчивая закупкой сельскохозяйственной
продукции.
К сожалению, вскрываются вопиющие факты безалаберного
отношения к людям. Например, в отдельных районах, где торговое обслуживание
сельчан осуществляется в основном через сеть Белкоопсоюза, на полках магазинов
и в автолавках практически отсутствуют товары первой необходимости — мясо птицы
и полуфабрикаты из него, овсяные хлопья, растительное масло, сахар, макароны,
мыло. Выявлялись случаи полного отсутствия колбасных изделий. Несколько месяцев
конфеты, шоколад, мучные кондитерские изделия были представлены только
российской продукцией.
Социальная справедливость — это когда человек и в городе, и
в деревне свободно может купить то, что ему нужно по приемлемым ценам. И здесь
все ветви власти, включая депутатский корпус, должны занять самую принципиальную
позицию. Попрошу депутатов самым серьезным образом подойти к исполнению
Директивы Президента № 10 и тех поручений, которые были даны на совещании.
Теперь что касается нашей законодательной деятельности.
Время идет быстро. Уже практически середина октября. Вместе с тем по отдельным
проектам сроки внесения в Палату представителей уже истекли, а документы еще не
поступили.
Так, законопроект «О страховой деятельности» должен быть
внесен еще в апреле, «О гражданском обществе» — в мае, изменения в Избирательный кодекс, в законы «О нормативных правовых актах» и «Об
охране окружающей среды» — в сентябре. Срок для проекта «О конституционном
судопроизводстве» — октябрь. Проект Закона по вопросам защиты прав потребителей
финансовых услуг вообще должен был поступить в конце 2020 года. Такое положение
дел крайне настораживает. Ведь только под обновленную Конституцию нам нужно
откорректировать еще порядка 60 законов!
Депутаты должны быть двигателем нормотворческого процесса. И
неважно, кто отвечает за разработку — Совет Министров, Парламент или кто-то
другой. Мы — законодательный орган страны, и своевременное принятие
качественных законодательных решений — это наша прямая обязанность.
Работа с замечаниями по находящимся у нас проектам должна
вестись ежедневно. Недопустимо направить законопроект на заключение и просто
ждать, пока поступит ответ. Направили — оперативно узнавайте, какие есть
вопросы, как их устранить, когда будет заключение. Видите, что сроки
затягиваются, — докладывайте Валерию Вацлавовичу или мне. Будем ускорять этот
процесс.
Председатели комиссий несут персональную ответственность за
организацию работы над проектами. Подчеркиваю, каждый документ необходимо
держать на личном контроле, обеспечивать ежедневную положительную динамику.
Кратко остановлюсь на отдельных законопроектах.
В самое ближайшее время на совещании у Главы государства
будут рассмотрены проекты законов о Всебелорусском народном собрании и об
изменении Избирательного кодекса. Проект о ВНС — это сфера ответственности
депутатов, и никаких проволочек здесь быть не может.
После официального внесения проектов следует, не затягивая,
обсудить их на диалоговых площадках с представителями местных органов власти,
общественных объединений. Нужно задействовать формат выездных
семинаров-совещаний. Важно услышать все точки зрения, еще раз сверить запросы
общества с предлагаемыми новациями. Именно так мы сможем в сжатые сроки
устранить недочеты и принять качественные, востребованные временем законы.
Более того, необходимо разъяснять людям положения этих
проектов, как их применение будет способствовать обеспечению гражданского мира,
незыблемости конституционного строя.
Комиссии по государственному строительству, местному
самоуправлению и регламенту нужно активизироваться по нашим базовым проектам —
о Национальном собрании и о статусе депутата Палаты представителей, члена
Совета Республики.
Параллельно следует ускоряться по корректировке Регламента
Палаты представителей. До конца года он должен быть принят. Пока я этого
документа еще не видел.
Задача Комиссии по законодательству — выходить на финишную
прямую по законопроекту, предусматривающему комплексную корректировку
Гражданского кодекса. Работа с ним ведется уже больше года. Да, проект
объемный, непростой, по нему продолжают поступать замечания. Находите
компромисс и принимайте окончательное решение. Это важно и с точки зрения
перспектив нашего союзного строительства.
В Комиссии по законодательству находится еще один серьезный
документ — проект Кодекса гражданского судопроизводства. С учетом поручения
Главы государства он прошел экспертизу в ведущих вузах страны, и сейчас его
нужно оперативно выносить в Овальный зал.
В самое ближайшее время должен быть подготовлен к
рассмотрению проект Закона об урегулировании неплатежеспособности. Комиссия по
экономической политике на прошлой неделе провела по нему выездное заседание.
Ждем конкретных результатов.
То же самое касается проекта Кодекса об архитектурной,
градостроительной и строительной деятельности, который вчера обсуждали в
Кобрине. Все поступившие по нему замечания должны быть срочно отработаны.
Говоря о выездных заседаниях комиссий, семинарах-совещаниях,
круглых столах, еще раз хочу обратить внимание на безусловное обеспечение их
результативности. Все они должны тщательно прорабатываться, иметь конкретные
цели, задачи, серьезное содержательное наполнение. Важно выходить на реальное
обсуждение проблем, поднимать острые вопросы, озвучивать плюсы и минусы
изменений. Пустых мероприятий ради галочки быть не должно.
Нельзя упускать из поля зрения бюджетно-налоговый пакет. В
конце сентября прогнозные документы на 2023 год были рассмотрены на заседании
Президиума Совета Министров. Бюджет на будущий год планируется сформировать с
ростом ВВП на 3,8 процента. Одновременно Глава государства поручил обеспечить
выход на инфляцию не выше 8 процентов.
Достичь поставленных целей можно только солидарными усилиями
государства, общества, парламентариев.
В Парламент уже поступил законопроект об амнистии. Комиссии
по национальной безопасности в ближайшее время нужно организовать его
обсуждение с участием представителей общественности, политических партий.
Главный критерий анализа всех предложений — обеспечение национальной
безопасности и порядка в стране.
С учетом поручений Главы государства оперативно
отрабатывайте и законопроект о гражданстве. Он должен быть подготовлен к
рассмотрению на следующем пленарном заседании.
Кроме того, депутатам необходимо продолжить практику
реализации права законодательной инициативы. Это хорошая возможность дать
адекватный и своевременный ответ на вызовы времени. Примером тому являются
законопроекты, инициированные депутатами Ананич, Белоконевым, Дубовым,
Ленчевской, Маркевичем, Макариной-Кибак.
И еще один вопрос, на который хочу обратить ваше внимание, уважаемые
коллеги. В последнее время наблюдается рост заболеваемости коронавирусом.
Поэтому депутатам следует уделить самое серьезное внимание домам-интернатам для
престарелых и инвалидов. Необходимо быть на постоянной связи с руководством
этих учреждений, отслеживать обеспеченность средствами индивидуальной защиты,
лекарствами, оказывать помощь в решении проблемных вопросов.
Это не просто поручение Главы государства. Помочь пожилым
людям, оказавшимся в трудной ситуации, — это наш с вами нравственный долг.
Далее в ходе заседания депутаты рассмотрели семь вопросов
повестки дня сессии. В первом чтении депутатский корпус принял три
законопроекта.
Министр юстиции Республики Беларусь Хоменко С.Н. и член
Постоянной комиссии Палаты представителей по государственному строительству,
местному самоуправлению и регламенту Потапова Е.С. выступили с докладами по
проекту Закона «Об изменении законов по вопросам местного управления и
самоуправления».
Целью подготовки законопроекта является создание в
республике постоянно действующего правового механизма по реализации гражданских
инициатив, направленных на решение вопросов местного значения, в том числе
урегулирование вопросов финансирования таких инициатив.
Проект Закона закрепляет порядок реализации депутатами
местных Советов депутатов полномочий по осуществлению международного
сотрудничества за пределами Республики Беларусь.
Крое того, законы «О статусе депутата местного Совета
депутатов» и «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь»
приводятся в соответствие со вступившими с 15 марта 2022 года в силу
изменениями и дополнениями Конституции Республики Беларусь, а также законами «О
государственной службе» и «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об обращениях
граждан и юридических лиц».
О проекте Закона «Об изменении законов» (по вопросам
введения биометрических документов) доложил заместитель Министра внутренних дел
Республики Беларусь Казакевич Г.А. (содокладчик — заместитель председателя
Постоянной комиссии Палаты представителей по правам человека, национальным
отношениям и средствам массовой информации Ражанец В.В.).
Законопроект подготовлен в целях приведения законодательства
в соответствие с нормами Указа Президента Республики Беларусь от 16 марта 2021
г. № 107 «О биометрических документах». В связи с этим проектом Закона
предусматривается определение порядка выдачи биометрического паспорта
гражданина Республики Беларусь, а также дополнение понятийного аппарата ряда
законов определениями терминов, применяемых в Указе.
Так, проектом Закона:
уточняются основания для предоставления права на отсрочку от
призыва на воинскую службу;
расширяются возможности получения иностранцами разрешения на
постоянное проживание в Республике Беларусь (при приобретении иностранцем в
собственность многофункционального помещения либо иного жилого помещения);
устанавливается временное ограничение на выезд из Республики
Беларусь лиц, в отношении которых ведется административный процесс;
предоставляется право Комитету государственной безопасности
временно ограничивать выезд физических лиц из Республики Беларусь в интересах
национальной безопасности;
предусматривается дополнительное регулирование порядка
выезда за границу сотрудников государственных органов.
С докладом о проекте Закона «Об изменении Закона Республики
Беларусь «О государственной статистике» выступила Председатель Национального
статистического комитета Республики Беларусь Медведева И.В., с содокладом —
член Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Стельмашок
С.П.
Законопроект разработан в целях совершенствования норм
Закона «О государственной статистике» с учетом практики его применения,
международных стандартов в области статистики, на сокращение затрат государства
на статистическое производство, снижение издержек респондентов на составление
статистики.
В частности, законопроектом предлагается:
актуализировать права органов государственной статистики
(доступ (включая удаленный) к информационным ресурсам государственных органов и
использование данных из них, в том числе с ограничительным грифом (за
исключением государственных секретов), безвозмездное получение электронных
услуг, оказываемых государственными органами, право требовать от респондентов
разъяснения в случае выявления искажения данных);
уточнить порядок распространения официальной статистической
информации (вводится возможность ограничивать распространение статистических
данных при угрозе причинения вреда национальной безопасности страны в случае их
распространения);
актуализировать принцип конфиденциальности первичных
статистических данных и принцип соразмерности нагрузки на респондентов
потребностям пользователей с учетом современных реалий и требований общества к
государственной статистике;
установить переход в электронный формат предоставления
респондентами первичных статистических данных;
закрепить право респондентов на передачу полномочий по
составлению и предоставлению статистических данных на аутсорсинг организации,
зарегистрированной в Республике Беларусь.
Парламентарии также приняли четыре проекта законов о
ратификации международных соглашений.
Проект Закона «О ратификации Соглашения о проведении
совместных контрольных мероприятий по вопросам соблюдения порядка зачисления и
распределения сумм ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов,
имеющих эквивалентное действие), их перечисления в доход бюджетов государств — членов Евразийского экономического союза» представили заместитель Председателя
Комитета государственного контроля Республики Беларусь Лобович А.В. и член
Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре и Клишевич
С.М.
Соглашение регулирует цели и объекты проводимых высшими
органами финансового контроля государств-членов ЕАЭС совместных контрольных
мероприятий, порядок их проведения и оформления результатов, механизм
устранения выявленных нарушений и реализации предложений высших органов
финансового контроля. Соглашением также регламентирован порядок взаимодействия
высших органов государственного финансового контроля с правительствами,
национальными (центральными) банками, министерствами финансов, казначействами и
центральными таможенными органами государств-членов.
Ратификация Соглашения будет способствовать повышению
эффективности и прозрачности зачисления и распределения ввозных таможенных
пошлин, позволит упорядочить проведение проверок по данному вопросу, устранение
выявленных нарушений по ним и реализацию предложений высших органов финансового
контроля.
С докладом о проекте Закона «О ратификации Соглашения об
особенностях применения обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных
пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при
перевозке (транспортировке) товаров в соответствии с таможенной процедурой
таможенного транзита» выступил первый заместитель Председателя Государственного
таможенного комитета Республики Беларусь Валиев А.А., с содокладом —
заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по аграрной
политике Кравцов С.В.
Соглашением устанавливаются случаи и условия применения
упрощенной при использовании генерального обеспечения исполнения обязанности по
уплате таможенных и иных платежей и особенности применения поручительства при
перевозке (транспортировке) товаров в соответствии с таможенной процедурой
таможенного транзита.
В частности, предоставляются упрощения, предусматривающие
возможность оформления сертификата обеспечения исполнения обязанности по уплате
таможенных пошлин, налогов на общую сумму, превышающую размер предоставленного
генерального обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных и иных
платежей на 20 либо 30 процентов в зависимости от условий (отсутствие
задолженности по уплате таможенных и иных платежей, пеней и процентов, опыт
работы с генеральным обеспечением и т.д.).
Соглашением также определяются единые условия признания
поручителей национальными гарантами и предоставляется возможность применять
упрощения в части превышения размера обязательств поручителя по договору
поручительства над размером предоставленной гарантии (от 10 до 100 процентов).
Министр связи и информатизации Республики Беларусь Шульган
К.К. и член Постоянной комиссии Палаты представителей по аграрной политике
Полякова И.М. доложили о проекте Закона «О ратификации Одиннадцатого
дополнительного протокола к Уставу Всемирного почтового союза, Третьего
дополнительного протокола к Общему регламенту Всемирного почтового союза,
Всемирной почтовой конвенции и Заключительного протокола Всемирной почтовой
конвенции, Соглашения о почтовых платежных услугах и Заключительного протокола
Соглашения о почтовых платежных услугах».
Одиннадцатый дополнительный протокол вносит изменения в
Устав Всемирного почтового союза, в соответствии с которыми:
в преамбулу Устава вносится уточнение, что полномочные
представители правительств стран-членов Всемирного почтового союза принимают
изменения к Уставу Всемирного почтового союза не только при условии их
ратификации, но и принятия или утверждения;
гарантируется свобода транзита на всей территории Всемирного
почтового союза в соответствии с условиями, определенными также и в любом
Дополнительном протоколе к актам Всемирного почтового союза;
определяется порядок подачи ответов стран-членов в поддержку
принятия стран, не являющихся членами Организации Объединенных Наций, в
качестве страны-члена Всемирного почтового союза;
корректируется порядок присоединения стран-членов к актам
Всемирного почтового союза.
Третьим дополнительным протоколом к Общему регламенту
Всемирного почтового союза вносятся изменения и дополнения, касающиеся
резервирования одного места в Административном совете и Совете почтовой
эксплуатации для островных государств-членов Тихого океана в целях обеспечения
представленности всех стран в каждом из советов, исключения требования по
утверждению и установлению Внутренних регламентов Административного совета и
Совета почтовой эксплуатации соответственно, изменения состава Консультативного
комитета Всемирного почтового союза, порядка подачи странами-членами просьбы о
присоединении к Консультативному комитету, установления нового предела расходов
на финансовый период 2022 — 2025 годы, оплаты членских взносов
странами-членами, классов взносов и др.
Во Всемирную почтовую конвенцию в целях совершенствования
международной почтовой службы внесен ряд изменений и дополнений, в частности:
закреплено положение о том, что любая страна-член или ее
назначенный оператор, желающий расширить или изменить список предметов, которые
он запрещает или признает ограниченными для импорта (или транзита), должны
информировать Международное бюро, которое надлежащим образом обновит
соответствующий справочник;
предусмотрены изменения установленных тарифов на почтовые
отправления и услуги;
дополнительно определен порядок функционирования специально
выделенного счета для повышения качества услуг в наименее развитых странах в
рамках существующего общего фонда улучшения качества службы.
Заключительный протокол Всемирной почтовой конвенции
содержит оговорки стран-членов Всемирного почтового союза к статьям Всемирной
почтовой конвенции. В том числе Республикой Беларусь внесена оговорка, в
соответствии с которой Республика Беларусь оставляет за собой право взимать
специальный тариф, если в результате принятых мер относительно рекламации
оказывается, что она была подана неоправданно.
Изменения в Соглашение о почтовых платежных услугах касаются
порядка привлечения операторами внутренних и (или) международных партнеров с
целью содействия финансовой доступности и совместимости сети почтовых платежных
услуг и обязательств стран-членов Всемирного почтового союза по допуску на
своей территории почтовых платежных услуг в электронном виде.
В Заключительный протокол Соглашения о почтовых платежных
услугах внесены оговорки стран-членов Всемирного почтового союза к статьям
Соглашения.
Акты Всемирного почтового союза вступают в силу с 1 июля
2022 года, за исключением всех положений, изложенных в седьмой части (Оплата)
Всемирной почтовой конвенции, которая вступила в силу 1 января 2022 года.
Изменения, внесенные в акты Всемирного почтового союза, соответствуют интересам
Республики Беларусь и направлены на совершенствование внешнеэкономической
деятельности назначенных операторов связи, оказания международных почтовых
услуг.
Проектом Закона «О денонсации Республикой Беларусь
Факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических
правах» (докладчик — заместитель Министра иностранных дел Республики Беларусь
Амбразевич Ю.Г, содокладчик — заместитель председателя Постоянной комиссии
Палаты представителей по правам человека, национальным отношениям и средствам
массовой информации Ананич Л.С.) предусматривается прекращение участия Республики
Беларусь в Факультативном протоколе к Международному пакту о гражданских и
политических правах от 16 декабря 1966 года.
Факультативный протокол устанавливает механизм подачи и
рассмотрения в Комитете ООН по правам человека сообщений от отдельных лиц, утверждающих,
что они являются жертвами нарушения какого-либо из прав.
Основной причиной выхода из Факультативного протокола
является произвольное расширение полномочий указанного комитета, создающее
дополнительные необоснованные обязательства для государства, которые им не
принимались при присоединении к международному акту.
Вместе с тем белорусская сторона будет продолжать
акцентировать внимание на сохранении своего статуса государства — участника
Международного пакта о гражданских и политических правах и активного сторонника
международного сотрудничества по вопросам реализации и защиты прав человека,
осуществляемого на основании принципов равноправия и невмешательства во
внутренние дела.