Информационно-аналитическое управление

Почтовый адрес: 220010, Республика Беларусь, г. Минск,
ул. Советская, 11.

Факс:  +375 (17) 222-32-13
Тел.:    +375 (17) 222-64-75
             +375 (44) 755-22-94

Электронная почта: inform@house.gov.by

15.05.2014

15 мая 2014 года в Брестской области в соответствии с планом проведения семинаров по изучению депутатами Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь практики применения законодательства Республики Беларусь и взаимодействия с местными органами власти состоялся выездной семинар на тему «Практика применения таможенного законодательства в условиях Таможенного союза».

Парламентарии ознакомились с работой таможенных органов Республики Беларусь в условиях Таможенного союза и Единого экономического пространства, обсудили актуальные вопросы взаимодействия пограничных и таможенных органов в обеспечении безопасности границ Таможенного союза.

 

В рамках мероприятия законодатели посетили пункты пропуска «Козловичи» и «Варшавский мост», транспортно-логистический центр «Брест-Белтаможсервис». В Брестском областном исполнительном комитете прошло пленарное заседание семинара.

 

На пленарном заседании выступили Заместитель Председателя Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Гуминский В.А., губернатор Брестской области Сумар К.А., Председатель Государственного пограничного комитета Республики Беларусь Мальцев Л.С., заместитель Председателя Государственного таможенного комитета Республики Беларусь Борисюк С.В., заместитель председателя Комитета по международным делам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Шнякин В.Н., Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Казахстан в Республике Беларусь Булегенов Е.Б., член Коллегии (Министр) по таможенному сотрудничеству Евразийской экономической комиссии Гошин В.А. и другие заинтересованные.

 

Во вступительном слове Заместитель Председателя Палаты представителей Гуминский В.А. отметил, что депутаты Палаты представителей активно участвуют не только в работе по подготовке законопроектов, но и в изучении практики применения национального законодательства.

 

В.А.Гуминский подчеркнул, что таможенная служба Беларуси по праву носит статус западных ворот «таможенной тройки» и функционирует с четко выстроенной системой законодательства и развитой инфраструктурой.

 

Приветствуя участников семинара, председатель Брестского областного исполнительного комитета Сумар К.А. выразил удовлетворение тем фактом, что вопросы, связанные с работой таможенных органов Беларуси и практикой применения таможенного законодательства, обсуждались именно на Брестской земле, которая географически и исторически неразрывно связана с границей.

 

По словам К.А.Сумара, значимость таможенных органов, как и важность решаемых ими задач с каждым годом растет, и особенно для Брестской области, через территорию которой проходит основной поток грузов между странами Таможенного и Европейского союзов. Губернатор одной из задач назвал максимальное использование выгодного географического положения Брестчины для развития внешнеэкономических связей региона. Ожидаемые результаты — это рост внешнеторгового оборота, международного туризма, деловой активности, а также улучшение транзитной привлекательности Республики Беларусь.

 

Председатель Брестского облисполкома проинформировал депутатов Палаты представителей о реализации международного проекта по строительству автодорожного пункта пропуска «Песчатка», который будет соответствовать современным мировым стандартам безопасности, содействовать повышению эффективности и облегчению процедур перемещения через границу людей, транспорта и товаров. Вместо двух существующих будут работать шестнадцать полос движения, и планируется довести их пропускную способность до 1200 автомобилей в сутки. Планируется крупномасштабный проект по развитию инфраструктуры и строительству второго моста в пункте пропуска «Варшавский мост».

 

Практический аспект правовых основ модернизации белорусской таможенной службы в условиях Таможенного союза раскрыл в своем выступлении заместитель Председателя Государственного таможенного комитета Республики Беларусь Борисюк С.В.

 

«Важность проблематики семинара обусловлена необходимостью анализа практики реализации норм договоров, принятых в рамках Единого экономического пространства, Всемирной торговой и Всемирной таможенной организаций, и их имплементации в белорусское законодательство. Нормы данных актов определяют с учетом международного опыта тактику и стратегию деятельности таможенных служб в новых социально-экономических условиях, задавая необходимый вектор развития», –– сказал С.В.Борисюк.

 

Заместитель Председателя Государственного таможенного комитета отметил, что практический аспект модернизации таможенной службы включает ряд направлений, в том числе так называемые технологическую и инфраструктурную составляющие.

 

Для упорядочения, оптимизации совершаемых на границе таможенных формальностей при обеспечении гарантий экономической безопасности идет активная работа по реализации передовых информационных и технологических принципов, в частности «две службы на границе», «электронный обмен в рамках Таможенного союза», «работа с субъектами внешнеэкономической деятельности на безбумажной основе», «автоматизация таможенных процессов», «оформление на каналах движения транспорта», которые взаимосвязаны и дополняют друг друга.

 

В частности, С.В.Борисюк сообщил, что реализация принципа «две службы на границе», в основе которого –– передача функций автомобильного, а также отдельных функций санитарно-карантинного, ветеринарного и фитосанитарного контроля таможенным органам, позволила оптимизировать процессы контроля в пунктах пропуска и сократить время на их осуществление.

 

Заместитель Председателя Государственного таможенного комитета в своем выступлении также затронул отдельные аспекты применения системы управления рисками, благодаря которой повысилась эффективность таможенных досмотров.

 

О взаимодействии пограничных и таможенных органов в обеспечении безопасности границ Таможенного союза рассказал участникам семинара Председатель Государственного пограничного комитета Республики Беларусь Мальцев Л.С.

 

Руководитель белорусской погранслужбы сообщил, что пограничники свои функции выполняют в 72 пунктах пропуска, из них — в 25 автодорожных, 12 пунктах пропуска на железнодорожных станциях, 7 пунктах пропуска в аэропортах, 3 пунктах пропуска в речных портах и 25 пунктах упрощенного пропуска.

 

Л.С.Мальцев отметил, что в рамках Таможенного союза не предусмотрено регулирование вопросов единой визовой и миграционной политики, что препятствует отмене пограничного контроля на внутренних границах между государствами — участниками Таможенного союза. Он высказал мнение, что отмена такого пограничного контроля может рассматриваться как следующая ступень интеграции государств после создания единого визового и миграционного законодательства.

 

Л.С.Мальцев сообщил парламентариям, что в 2015 — 2016 годах планируется открытие пункта пропуска на железнодорожном вокзале в г. Минске с возможностью оформления поездов на направлениях Вильнюс и Киев без проведения контроля на границе.

 

«Достигнутый уровень взаимодействия между пограничными и таможенными органами, функционирования пунктов пропуска надежно обеспечивает безопасность не только Республики Беларусь, но и всех участников Таможенного союза», –– отметил Председатель Государственного пограничного комитета Республики Беларусь.

 

Председатель Постоянной комиссии Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического сообщества по таможенному регулированию и пограничной политике, член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Шнякин В.Н. затронул вопросы регионального сотрудничества, в первую очередь в торгово-экономической сфере.

 

Российский парламентарий подчеркнул, что перед странами Таможенного союза стоит важная задача по формированию системного подхода к решению проблем регионального развития в условиях углубления евразийской интеграции и создания Евразийского экономического союза.

 

В.Н.Шнякин обозначил проблему длительного процесса выполнения государствами внутригосударственных процедур по подписанным документам в рамках Таможенного союза и предложил разработать нормативный акт Таможенного союза, который бы позволил четко регламентировать временные показатели ратификации странами-участницами подписанных документов.

 

Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Казахстан в Республике Беларусь Булегенов Е.Б. в своем выступлении отметил, что одним из важнейших параметров, характеризующих положительную динамику интеграционных процессов, является единообразное применение норм, регламентирующих деятельность всех государственных органов государств — членов Таможенного союза. Одним из основных показателей является состояние таможенного администрирования.

 

Посол заверил участников семинара, что все предпринимаемые Республикой Казахстан шаги направлены, прежде всего, на то, чтобы создать институт государственного управления с высокоэффективной организацией администрирования, полностью перешедший на электронный бесконтактный формат предоставления услуг.

 

На Республику Казахстан возложена большая ответственность: создание на восточных рубежах Таможенного союза надежного заслона по предотвращению незаконного перемещения наркотиков, оружия, экстремистской литературы, валюты, контрафактной продукции.

 

Член Коллегии (Министр) по таможенному сотрудничеству Евразийской экономической комиссии Гошин В.А. в своем выступлении на тему «Евразийский экономический союз — новый этап евразийской интеграции» подробно остановился на совершенствовании таможенного законодательства в рамках Таможенного союза, проинформировал о работе над проектом Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.

 

В.А.Гошин сделал акцент на проблемных вопросах, которые негативно влияют на формирование Единого экономического пространства, создают ряд трудностей при перемещении грузов через таможенную территорию. В частности, обозначены проблемы наличия очередей, простоев и связанных с этим временных и материальных затрат при пересечении границы, наличие коллизий в транспортном и таможенном законодательствах государств –– членов Таможенного союза, «принцип резидентства».

 

В ходе семинара депутаты Палаты представителей задали выступающим ряд вопросов.

 

Так, член Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Алексеенко В.А. спросил о внедрении системы «две службы на границе» в России и Казахстане.

 

Вопрос заместителя председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по аграрной политике Агеева А.В. касался унификации законодательной базы в сфере визовой и миграционной политики.

Председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по труду и социальным вопросам Василенко В.Н. поинтересовался мнением члена Совета Федерации Шнякина В.Н. относительно перспектив создания зоны свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и Евросоюзом.

 

Заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Оболенский Е.В. задал вопрос о нормах беспошлинного ввоза товаров по почтовым отправлениям.

 

Подводя итоги мероприятия, Заместитель Председателя Палаты представителей Гуминский В.А. подчеркнул, что семинар предоставил хорошую возможность для ознакомления с работой и со структурой белорусской таможни и пограничного комитета, а также выявил ряд проблемных вопросов, по которым предстоит кропотливая работа.

 

 

Все новости
Главные новости
Все новости Законодательная деятельность Международная деятельность Общественно-политическая деятельность