САЙТ РАБОТАЕТ В ТЕСТОВОМ РЕЖИМЕ

Информационно-аналитическое управление

Почтовый адрес: 220010, Республика Беларусь, г. Минск,
ул. Советская, 11.

Факс:  +375 (17) 222-32-13
Тел.:    +375 (17) 222-64-75
             +375 (44) 755-22-94

Электронная почта: inform@house.gov.by

18.12.2017

18 декабря 2017 года на заседании Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь был рассмотрен пакет бюджетных законопроектов.

В двух чтениях парламентарии приняли проект Закона «О бюджете государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на 2018 год», о котором доложили Министр труда и социальной защиты Республики Беларусь Костевич И.А. и член Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Нижевич Л.И.

Законопроект подготовлен с учетом ожидаемого исполнения бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь текущего года, а также на основании прогнозных макроэкономических показателей развития республики в следующем году.

Законопроект определяет источники формирования доходов бюджета фонда, их объем и направления использования средств фонда и устанавливает порядок исполнения бюджета фонда.

Общая сумма доходов фонда запланирована в размере 13 581,5 млн. рублей.

Наибольший удельный вес в структуре взносов на государственное социальное страхование занимают обязательные страховые взносы — 99,04 процента или 11 843,1 млн. рублей.

Также в доходную часть бюджета фонда включены взносы на профессиональное пенсионное страхование в сумме 114,9 млн. рублей (0,96 процента).

Неналоговые доходы бюджета фонда составляют 207,8 млн. рублей. Наибольший удельный вес (52,17 процента) в неналоговых доходах бюджета фонда занимают доходы от размещения средств профессионального пенсионного страхования в уполномоченном банке — 108,4 млн. рублей, другие неналоговые доходы составляют 99,4 млн. рублей.

Общая сумма субвенций на возмещение расходов, финансирование которых согласно законодательству осуществляется из республиканского бюджета, составляет 1 415,8 млн. рублей (10,4 процента доходов бюджета фонда).

Расходная часть бюджета фонда рассчитана в сумме 13 393,5 млн. рублей. Основная сумма расходов направляется на пенсионное обеспечение — 75,86 процента (10 159,8 млн. рублей). На выплату пособий по временной нетрудоспособности, материнству, семейных пособий, пособий по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком, пособий по уходу за инвалидом первой группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста, на погребение, а также оказание услуг по их выплате направлено 3 017,5 млн. рублей или 22,53 процента расходов бюджета. Кроме того запланировано финансирование по другим статьям расходов в соответствии с целевым назначением средств фонда.

Бюджет фонда на 2018 год сформирован с превышением доходов над расходами в сумме 188,0 млн. рублей за счет средств профессионального пенсионного страхования. Исполнение бюджета фонда будет осуществляться через единый казначейский счет.

Министр финансов Республики Беларусь Амарин В.В. представил для рассмотрения в первом чтении проект Закона «О республиканском бюджете на 2018 год»(содокладчик — председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Добрынина Л.А.).

Проект республиканского бюджета на 2018 год сформирован на основе параметров прогноза социально-экономического развития и денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2018 год, ожидаемого исполнения республиканского и местных бюджетов в 2017 году, изменений и дополнений, вносимых в налоговое и бюджетное законодательство.

При формировании проекта бюджета за основу принят консервативный прогноз социально-экономического развития (темп роста ВВП — 101,2 процента, цена на нефть — 43 доллара США за баррель, курс российского рубля — 62,3 рубля за доллар США, ставка рефинансирования Национального банка — 11 процентов).

Поступления доходов по проекту республиканского бюджета определены в сумме 20 485,4 млн. рублей, или с ростом к ожидаемому исполнению 2017 года на 7,8 процента.

В 2018 году расходы бюджета запланированы в сумме 19 751,5 млн. рублей (107,0 процента к ожидаемому исполнению 2017 года). Значительный удельный вес в расходах бюджета составляют расходы на заработную плату (со взносами) и трансферты населению (28,9 процента).

В функциональной структуре расходов проекта республиканского бюджета предусмотрены расходы на: общегосударственную деятельность (10 020,9 млн. рублей), национальную оборону (1 104,7 млн. рублей), судебную власть, правоохранительную деятельность и обеспечение национальной безопасности (2 120,8 млн. рублей), национальную экономику (2 473,8 млн. рублей), здравоохранение (895,0 млн. рублей), образование (877,4 млн. рублей), социальную политику (1 774,2 млн. рублей).

Расходы на социальную политику предусматривают средства на поддержку многодетных семей для формирования «семейного капитала» в сумме 348,5 млн. рублей.

Для финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности в республиканском бюджете предусматриваются средства в размере 252,1 млн. рублей.

Общий объем расходов на агропромышленный комплекс составит 511,6 млн. рублей, или 75,3 процента к ожидаемому исполнению 2017 года.

Бюджетная поддержка в жилищном строительстве будет ориентирована на обеспечение социальных гарантий для малообеспеченных граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В 2018 году госпрограммой «Строительство жилья» предусматривается ввод в эксплуатацию жилья общей площадью 4,0 млн. кв. метров, из них с государственной поддержкой — не менее 900 тыс. кв. метров.

На оказание в соответствии Указом Президента Республики Беларусь от 6 января 2013 г. № 13 финансовой помощи государства молодым и многодетным семьям в погашении задолженности по льготным кредитам, полученным на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений, планируются расходы республиканского бюджета в сумме 65,7 млн. рублей, в том числе молодым семьям — 10,4 млн. рублей (107,2 процента к 2017 году), многодетным семьям — 55,3 млн. рублей (120,5 процента к 2017 году).

На обслуживание государственного долга в 2018 году предусматриваются средства в сумме 2 536,6 млн. рублей, или 125,2 процента к оценке 2017 года.

Профицит республиканского бюджета предусматривается в сумме 733,9 млн. рублей и будет направлен на погашение части государственного долга.

В.В.Амарин также представил для рассмотрения в первом чтении проект Закона «О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Республики Беларусь». Содокладчиком по этому вопросу выступила член Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Сайганова Т.И.

Законопроект направлен на приведение норм Бюджетного кодекса в соответствие с международными стандартами в части отражения операций с бюджетными средствами, предоставляемыми на возвратной основе, а также операций по поддержке государства на рекапитализацию банков и пополнение уставных фондов государственных предприятий, законодательное закрепление института администрирования доходов бюджета и повышение открытости бюджета для общественности.

Кроме того, Бюджетный кодекс корректируется с учетом правоприменительной практики, а также международного опыта, в том числе с целью гармонизации его норм с законодательством стран Евразийского экономического союза.

Создание института администраторов доходов бюджета создаст условия для обеспечения финансовых органов необходимой для качественного планировании доходов бюджета информацией.

Предусматривается, что на администратора доходов бюджета будут возложены функции:

формирования перечня подведомственных администраторов доходов бюджета;

закрепления за подведомственными администраторами доходов бюджета источников доходов бюджета и наделение их соответствующими полномочиями, ведения сводного реестра источников доходов бюджета, закрепленных за ним и за подведомственными администраторами доходов бюджета;

осуществления начисления, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты платежей в бюджет по источникам доходов бюджета, закрепленным за ним законодательством;

взыскания в пределах компетенции в установленном законодательством порядке неуплаченных (не полностью уплаченных) сумм налогов, сборов (пошлин) и других налоговых доходов;

взыскания неуплаченных (не полностью уплаченные) сумм неналоговых доходов, закрепленных за ним законодательством;

взыскания в установленном законодательством порядке неуплаченных (не полностью уплаченных) сумм налогов, сборов (пошлин) и других налоговых доходов, а также неналоговых доходов, закрепленных за ним законодательством;

принятия решения о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, закрепленных за ним законодательством, и осуществление их возврата в установленном законодательстве порядке;

получения от организаций и физических лиц, на которых возложена обязанность по уплате платежей в бюджет, информации, необходимой для учета доходов бюджета, закрепленных за ним законодательством;

представления Министерству финансов (местным финансовым органам) материалов, необходимых для составления проектов республиканского (местных) бюджетов, расчетных показателей по консолидированному бюджету Республики Беларусь (консолидированным бюджетам административно-территориальных единиц);

осуществления иных функций в соответствии с законодательством.

Конкретный перечень администраторов доходов бюджета, являющихся государственными органами и иными государственными организациями, подчиненными Президенту Республики Беларусь, республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, иными организациями, и закрепленные за ними источники доходов республиканского и местных бюджетов будут устанавливаться Правительством Республики Беларусь.

В Бюджетный кодекс вносится также дополнение по урегулированию вопроса размещения временно свободных денежных средств бюджета в банковские вклады (депозиты).

Для повышения открытости бюджета принцип гласности, дополнен принципом открытости, который означает обнародование (опубликование) в установленном законодательством порядке нормативных правовых актов о республиканском бюджете, местных бюджетах и бюджетах государственных внебюджетных фондов, об уточнении отдельных их показателей, а также утверждении отчетов об их исполнении, а также открытость для общества и средств массовой информации о:

процедурах рассмотрения и принятия закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год, решений местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год, законодательных актов о бюджетах государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год;

сведениях о ходе исполнения республиканского бюджета, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, о государственном долге Республики Беларусь, долге органов местного управления и самоуправления, а также долге, гарантированном Республикой Беларусь и местными исполнительными и распорядительными органами;

результатах проверки Комитетом государственного контроля Республики Беларусь отчетов об исполнении республиканского бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов за отчетный финансовый год, а также проверок исполнения местных бюджетов, проведенных Комитетом государственного контроля и его территориальными органами в отчетном финансовом году;

сводных отчетах о реализации государственных программ, в том числе оценки эффективности их реализации в соответствии с законодательством;

сведениях об осуществлении распорядителями бюджетных средств возложенных на них функций, в том числе по выполнению ими государственных программ, подпрограмм и мероприятий за счет средств республиканского бюджета, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

В целях снижения валютных рисков и сохранения устойчивости местных бюджетов предлагается предусмотреть запрет выпуска местными исполнительными и распорядительными органами облигаций, номинированных в иностранной валюте.

Практика применения Бюджетного кодекса как кодифицированного нормативного правового акта, обеспечивающего полное системное регулирование бюджетных отношений, требует уточнения его отдельных положений в соответствии с принятыми законами, актами Главы государства.

С учетом правоприменительной практики вносятся также и другие корректировки.

Кроме того, в ходе заседания во втором чтении был принят проект Закона «О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь», который представил заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству Мисько М.В.

Парламентарий отметил, что законопроект направлен на реализацию положений Послания о перспективах развития системы судов общей юрисдикции Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 10 октября 2011 г. № 454, и Декрета Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 г. № 6 «О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь», а также на совершенствование отдельных норм Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь с учетом практики их применения.

В ходе подготовки проекта Закона к рассмотрению во втором чтении уточнены полномочия суда апелляционной инстанции при рассмотрении кассационных жалоб (кассационных протестов), поданных (принесенных) и не рассмотренных на день вступления в силу соответствующего закона, а также порядок пересмотра в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам вступивших в законную силу решений (определений, постановлений).

В законопроект включены нормы проекта Закона «О внесении дополнений в Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь», устанавливающие ряд дополнительных мер по защите от отрицательного воздействия азартных игр на население. В частности, предусмотрена возможность ограничения гражданина по решению суда в посещении игорных заведений и участии в азартных играх, если этот гражданин вследствие участия в азартных играх ставит себя и (или) свою семью в тяжелое материальное положение.

Следующее заседание Палаты представителей состоится 19 декабря 2017 года.

 

Все новости
Главные новости
Все новости Законодательная деятельность Международная деятельность Общественно-политическая деятельность