Рус Бел En
02.04.2020

2 апреля 2020 года на заседании второй сессии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь седьмого созыва сформированы рабочие органы сессии, утверждена повестка дня, рассмотрены 8 проектов законов.

Руководителем секретариата второй сессии седьмого созыва избран Панасюк В.В. Счетную комиссию возглавила Долгошей Т.С.

Утверждена повестка дня сессии, которая включает 37 вопросов.

В ходе заседания парламентарии рассмотрели два законопроекта в первом чтении.

Доклад о проекте Закона «Об изменении кодексов» (по вопросам обжалования в суд мер взыскания) сделал Министр юстиции Республики Беларусь Слижевский О.Л. Его информацию дополнил в своем выступлении член Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Данченко А.М.

Проект Закона подготовлен в целях реализации решения Конституционного Суда Республики Беларусь от 11 июля 2018 г. № Р-1141/2018 «О праве и порядке обжалования в суд осужденными к ограничению свободы, исправительным работам и иным видам наказания примененных к ним мер взыскания».


В решении отмечено, что отсутствие в Уголовно-исполнительном и Гражданском процессуальном кодексах норм, устанавливающих право и порядок обжалования осужденными к ограничению свободы, исправительным работам и иным видам наказания примененных к ним мер взыскания, нарушает конституционные гарантии судебной защиты прав граждан, не позволяет указанным осужденным надлежащим образом защищать свои права и свободы и, как следствие, не способствует своевременности и эффективности восстановления нарушенных прав.

В целях реализации конституционного права каждого на судебную защиту, обеспечения верховенства права и правовой определенности в действующем правовом регулировании проектом Закона предлагается внести в УИК и ГПК изменения, устанавливающие право и порядок обжалования в суд осужденными к ограничению свободы, исправительным работам и иным видам наказания примененных к ним мер взыскания.

Статьи 43 и 56 УИК дополняются соответствующими нормами, предусматривающими права осужденных к исправительным работам и ограничению свободы обжаловать примененные к ним меры взыскания.

В целях исключения правовой неопределенности и обеспечения защиты прав несовершеннолетних, осужденных с применением принудительных мер воспитательного характера, в рамках новой редакции статьи 185 УИК закрепляется их право обжаловать решение о применении взыскания в виде выговора.

В рамках корректировки ГПК предлагается расширить круг лиц, которым предоставлено право на обжалование взысканий, налагаемых уполномоченными органами, должностными лицами в порядке, установленном УИК, дополнительно включив в него осужденных к исправительным работам, ограничению свободы и несовершеннолетних, осужденных с применением принудительных мер воспитательного характера.

Одновременно в статье 3582 ГПК предусматривается, что по жалобам осужденных к исправительным работам, ограничению свободы и несовершеннолетних, осужденных с применением принудительных мер воспитательного характера, суд немедленно после возбуждения дела истребует у органа, должностного лица, имеющих право налагать взыскание, все необходимые документы, характеризующие личность таких осужденных, а также копии материалов по обжалуемым взысканиям.

В свою очередь, по жалобам осужденных к аресту, лишению свободы, пожизненному заключению, лиц, содержащихся под стражей, административно арестованных, такие материалы прилагаются к жалобам территориальными органами внутренних дел, администрацией учреждений, исполняющих наказание, мест содержания под стражей, мест отбывания административного ареста.

Кроме того, в статье 3582 ГПК предлагается к закреплению норма о том, что жалобы осужденных к исправительным работам, ограничению свободы, несовершеннолетних, осужденных с применением принудительных мер воспитательного характера, на применение к ним мер взыскания рассматриваются судом не позднее 10 дней с момента поступления в суд истребованных документов и материалов. При этом заявители, осужденные к исправительным работам, ограничению свободы, несовершеннолетние, осужденные с применением принудительных мер воспитательного характера, извещаются о времени и месте судебного заседания, однако их неявка при условии надлежащего извещения не препятствует рассмотрению дела.

Помимо изложенного, ГПК корректируется в целях выполнения поручения Президента Республики Беларусь о сокращении участия прокурора в гражданском процессе.

В данном случае проектом Закона исключается обязательное участие прокурора в делах о принудительной госпитализации и лечении граждан, о продлении срока принудительной госпитализации и лечения граждан, а также по определению суда о признании необходимости участия в деле прокурора.

Принятие проекта Закона будет способствовать реализации конституционного права каждого на судебную защиту, обеспечению верховенства права и правовой определенности в действующем правовом регулировании, позволит улучшить правовой статус осужденных к исправительным работам и ограничению свободы, а также несовершеннолетних, осужденных с применением принудительных мер воспитательного характера.



О.Л.Слижевский также доложил депутатам о проекте Закона «Об изменении Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь». Содокладчиком по этому вопросу выступил член Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Зайцев Е.С.


Проект Закона подготовлен в целях реализации решения Конституционного Суда Республики Беларусь от 23 апреля 2019 г. № Р-1167/2019 «О правовом регулировании производства по уголовным делам по вновь открывшимся обстоятельствам».

В целях обеспечения и защиты конституционных прав и свобод граждан в уголовном процессе и устранения пробела в действующем правовом регулировании предлагается в Уголовно-процессуальном кодексе закрепить право заинтересованных лиц на обжалование в судебном порядке постановления прокурора о прекращении возбужденного им производства по уголовному делу по вновь открывшимся обстоятельствам.

В целях согласования предлагаемых изменений с иными положениями УПК предлагается также дополнить часть 2 статьи 139 УПК «Подача жалоб» указанием на то, что жалобы на решения органа уголовного преследования о прекращении производства по вновь открывшимся обстоятельствам подаются соответствующему прокурору или в суд по месту расследования уголовного дела либо рассмотрения заявления или сообщения о преступлении.

В части 3, 5 и 6 статьи 142 УПК «Порядок рассмотрения жалоб на действия и решения органа дознания, лица, производящего дознание, следователя, прокурора» предлагается внести дополнения, касающиеся порядка рассмотрения жалоб на действия и решения прокурора, связанные с вынесением им постановления о прекращении производства по вновь открывшимся обстоятельствам.

Принятие проекта Закона позволит обеспечить защиту конституционных прав и свобод граждан в уголовном процессе и устранить пробел в части определения в уголовно-процессуальном законе права заинтересованных лиц на обжалование в судебном порядке постановления прокурора о прекращении возбужденного им производства по уголовному делу по вновь открывшимся обстоятельствам.

Кроме того, принятие проекта Закона будет содействовать продолжению работы по достижению цели устойчивого развития «Содействие созданию мирных и инклюзивных обществ в интересах устойчивого развития, обеспечению доступа к правосудию для всех и созданию эффективных, подотчетных и инклюзивных институтов на всех уровнях».

На первом заседании весенней сессии Палаты представителей один законопроект был принят во втором чтении.


Заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации Ананич Л.С. представила проект Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О Белорусском Обществе Красного Креста».

Законопроект направлен на дальнейшее совершенствование деятельности Белорусского Общества Красного Креста, включая повышение его узнаваемости путем внесения изменений в регулирование наименований БОКК, увеличения выполняемых им задач и основных направлений деятельности, в том числе расширения его компетенции, а также уточнения особенностей его правового статуса.

В проекте Закона уточнен термин «волонтер», положения, касающиеся эмблемы БОКК, приведены в соответствие с законодательством об официальных геральдических символах.

Норма об оказании государственной поддержки БОКК приобрела более универсальную формулировку. Положения в отношении сотрудничества БОКК с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями выделены в отдельную статью и приведены в соответствие с законодательством о рекламе. Внесены другие правки редакционного и юридико-технического характера.

Еще пять принятых на заседании сессии законопроектов касались ратификации международных соглашений.

Информацию о проекте Закона «О ратификации Соглашения между Республикой Беларусь и Европейским союзом об упрощении выдачи виз» озвучили заместитель Министра иностранных дел Республики Беларусь Кравченко О.И. и председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам Савиных А.В.



Соглашение устанавливает обязательства сторон по предоставлению возможности выдачи виз для транзита или въезда для предполагаемого пребывания на срок не более 90 дней в течение любого 180-дневного периода, выдачи нескольких виз сроком действия от 1 до 5 лет для ряда категорий граждан, снижение сбора за рассмотрение ходатайств о выдаче виз за 35 евро, освобождение ряда категорий граждан от уплаты сборов за рассмотрение ходатайств.

Соглашение сокращает объем документов, достаточных для подтверждения цели поездки.

Стороны также обязуются предоставлять безвизовый въезд лицам, документально оформленным с использованием биометрических дипломатических паспортов, и упростить процедуру выдачи виз членам официальных делегаций.

В соответствии с Соглашением граждане Беларуси и ЕС будут иметь права перемещаться по территории государств — членов ЕС и Беларуси на равных условиях з гражданами ЕС и Беларуси (с учетом национальных норм и правил, касающихся национальной безопасности Беларуси и государств — членов ЕС, а также правил ЕС о визах, действительных на ограниченной территории).

В соответствии с Протоколом к Соглашению будут приняты согласованные меры для облегчения транзита и краткосрочного пребывания обладателей шенгенских виз и видов на жительство в государствах — членах ЕС, которые еще не в полной мере применяют шенгенское законодательство (Болгария, Хорватия, Кипр и Румыния).

Документ предусматривает создание Объединенного комитета экспертов, который, в частности, будет выполнять функцию контроля за осуществлением Соглашения и урегулирования споров, возникающих в связи с толкованием или применением его положений.

Соглашение предусматривает, что оно вступит в силу не ранее даты вступления в силу Соглашения между Республикой Беларусь и Европейским союзом о реадмиссии лиц, пребывающих без разрешения, которое также было подписано в Брюсселе 8 января 2020 года.

В соответствии с преамбулой к Соглашению и Совместным декларациям его положения не применяются к визовым процедурам дипломатических представительств и консульских учреждений Дании, Великобритании и Ирландии. Стороны также отметили, что властям Беларуси и Дании, Соединенного Королевства, Ирландии, Швейцарии, Исландии, Лихтенштейна и Норвегии желательно немедленно заключить двусторонние соглашения об упрощении выдачи виз.

Докладчиком по проекту Закона «О ратификации Соглашения между Республикой Беларусь и Европейским союзом о реадмиссии лиц, пребывающих без разрешения» выступил заместитель Министра внутренних дел Республики Беларусь Барсуков А.П. Содоклад сделал заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам Гайдукевич О.С.


Соглашение было подписано 8 января 2020 года в г. Брюсселе в целях определения порядка передачи и принятия лиц, находящихся на территории Республики Беларусь и государств — членов Европейского союза в нарушение порядка въезда, выезда, пребывания и проживания иностранных граждан и лиц без гражданства.

Соглашение предусматривает обязательство Республики Беларусь и государств — членов ЕС по ходатайству другой стороны и без дополнительных процедур, за исключением процедур, предусмотренных Соглашением, принимать не соответствующих действующим условиям въезда, пребывания или проживания на территории запрашивающего государства как собственных граждан, так и граждан третьих государств и лиц без гражданства, в отношении которых установлено, что такие лица: имеют или имели на момент въезда разрешение на проживание, выданное запрашиваемым государством, или действительную визу, выданную запрашиваемым государством; незаконно въехали на территорию запрашивающего государства непосредственно после пребывания на территории запрашиваемого государства или транзита через его территорию.


Кроме того, стороны договорились взять на себя следующие обязательства: разрешать по запросу компетентного органа запрашивающего государства транзит граждан третьих государств и лиц без гражданства, передаваемых в порядке реадмиссии в третьи государства через территорию запрашиваемого государства; осуществлять реадмиссию по ускоренной процедуре в случае задержания лица в приграничном районе (включая аэропорты) запрашивающего государства после того, как оно незаконно пересекло государственную границу, следуя непосредственно с территории запрашиваемого государства; принимать обратно переданных ошибочно лиц; создать в целях реализации Соглашения Совместный комитет по реадмиссии, решения которого являются обязательными для сторон.

В задачи Комитета будут входить наблюдение за применением Соглашения; принятие решений о мерах, необходимых для единообразного применением Соглашения; регулярный обмен информацией об исполнительных протоколах, заключаемых отдельными государствами — членами ЕС и Беларусью в соответствии со статьей 20 настоящего Соглашения и др. Планируется, что в состав Комитета войдут представители ЕС и заинтересованных государственных органов Республики Беларусь.

Соглашением предусмотрена возможность по просьбе Республики Беларусь или любого государства — члена ЕС, на которого распространяется действие Соглашения, заключать исполнительные протоколы, содержащие правила, касающиеся определения компетентных органов, уполномоченных на исполнение Соглашения, пунктов пропуска через границу, обмена информацией о контактных пунктах, условий передачи лиц с сопровождением.

Компетентными органами, ответственными за реализацию Соглашения, от Республики Беларусь определены Министерство внутренних дел, Государственный пограничный комитет, Министерство иностранных дел.

О проекте Закона «О ратификации Договора о стратегическом партнерстве между Республикой Беларусь и Республикой Таджикистан» депутатам рассказали первый заместитель Министра иностранных дел Республики Беларусь Евдоченко А.А. и член Постоянной комиссии Палаты представителей по вопросам экологии, природопользования и чернобыльской катастрофы Поконечный П.Л.



Договором, который был подписан в г. Минске 28 июня 2019 года, предусматривается, что Беларусь и Таджикистан строят свои отношения на основе принципов суверенного равенства, взаимного доверия и стратегического партнерства, укрепляют стратегическое партнерство, используя и совершенствуя механизм регулярных встреч, прежде всего на высшем и высоком уровнях, проводя регулярный обмен мнениями и согласовывая позиции по актуальным международным проблемам и вопросам двусторонних отношений, представляющим взаимный интерес.

В Договоре отмечается, что стратегическое партнерство между двумя странами нацелено на укрепление мира, обеспечения стабильности и безопасности, как в глобальном, так и в региональном масштабе.

Согласно Договору, обе его стороны будут координировать и объединять свои усилия, направленные на повышение эффективности механизмов противодействия и нейтрализации угроз международного терроризма и экстремизма, распространения оружия массового уничтожения, противоправного применения и незаконного трансграничного перемещения контролируемой международными режимами экспортного контроля продукции, незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и оружия, транснациональной организованной преступности, торговли людьми, нелегальной миграции и других проявлений новых угроз и вызовов безопасности.

Договором предусмотрено сотрудничество в военной и военно-технической сферах, в областях гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также предложено расширение и углубление взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества, поощрение сотрудничества в области науки и техники, стандартизации, метрологии и оценки соответствия, здравоохранения, образования, культуры, туризма и спорта.

Договор призван способствовать развитию всего комплекса направлений двустороннего сотрудничества и будет являться основой для развития такого же уровня сотрудничества двух стран на многосторонних площадках.

Министр труда и социальной защиты Республики Беларусь Костевич И.А. и член Постоянной комиссии Палаты представителей по труду и социальным вопросам Супранович И.А. представили информацию о проекте Закона «О ратификации Договора между Республикой Беларусь и Республикой Молдова о социальном обеспечении».



Основной целью Договора, подписанного в г. Минске 23 октября 2019 года, является урегулирование вопросов пенсионного обеспечения граждан Беларуси и Молдовы, работавших за пределами своих государств. Договор основан на пропорциональном принципе, когда пенсия назначается и выплачивается каждым государством за периоды стажа, приобретенного на его территории.

Проект Закона «О ратификации Протокола о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (в части формирования общего электроэнергетического рынка Евразийского экономического союза)» представили заместитель Министра энергетики Республики Беларусь Закревский В.А. и заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Панасюк В.В.


Протокол об общем электроэнергетическом рынке Евразийского экономического союза определяет способы взаимной торговли электрической энергией (торговля по свободным двусторонним договорам, централизованная торговля электрической энергией, в том числе централизованная торговля на сутки вперед при условии ее экономической целесообразности, урегулирование почасовых отклонений фактических сальдо-перетоков электрической энергии от плановых значений), а также этапы развития общего электроэнергетического рынка Евразийского экономического союза.



Эти этапы соответствуют особому мнению Республики Беларусь к Концепции формирования общего электроэнергетического рынка Союза. Такой подход позволяет государствам на равных условиях иметь доступ к природному газу, что для Беларуси является важным фактором формирования конкурентных предложений на общем и внутреннем электроэнергетических рынках.

Предполагается, что в результате реализации Договора будут обеспечены условия для свободы движения товаров в сфере электроэнергетики, повышение энергетической безопасности государств — членов, формирование в ЕАЭС правового пространства, позволяющего обеспечить добросовестную конкуренцию, дальнейшее укрепление экономического взаимовыгодного и равноправного сотрудничества. Выгоды Беларуси от создания общего электроэнергетического рынка выражаются в диверсификации экспортных и импортных поставок электрической энергии.



Все новости
Главные новости
Все новости Законодательная деятельность Международная деятельность Общественно-политическая деятельность