САЙТ РАБОТАЕТ В ТЕСТОВОМ РЕЖИМЕ

Информационно-аналитическое управление

Почтовый адрес: 220010, Республика Беларусь, г. Минск,
ул. Советская, 11.

Факс:  +375 (17) 222-32-13
Тел.:    +375 (17) 222-64-75
             +375 (44) 755-22-94

Электронная почта: inform@house.gov.by

02.10.2017

2 октября 2017 года на заседании третьей сессии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь шестого созыва сформированы рабочие органы сессии, утверждена повестка дня, рассмотрены 12 проектов нормативных правовых актов.

Руководителем секретариата третьей сессии Палаты представителей избрана заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по вопросам экологии, природопользования и чернобыльской катастрофы Наумчик А.А. Счетную комиссию возглавил заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по экономической политике Сокол А.Н.

Утверждена повестка дня сессии, которая включает 28 вопросов.

В ходе заседания в первом чтении депутатским корпусом принят проект Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О Национальной академии наук Беларуси». С докладом по законопроекту выступил Председатель Президиума Национальной академии наук Беларуси Гусаков В.Г., с содокладом — член Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре и науке Колеснёва Е.П.

Проект Закона направлен на приведение Закона «О Национальной академии наук Беларуси» в соответствие с Уставом Национальной академии наук Беларуси, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 3 февраля 2003 г. № 56.

В частности, проектом Закона предлагается:

исключить из Закона положения о региональных филиалах Национальной академии наук Беларуси;

уточнить терминологию Закона в части статуса организаций Национальной академии наук Беларуси;

дополнить Закон задачами по организации проведения геофизического мониторинга, проведению мониторинга животного и растительного мира и комплексного мониторинга естественных экологических систем на особо охраняемых природных территориях в рамках Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь, научному обеспечению ведения государственных кадастров растительного мира и животного мира, осуществлению ведомственного контроля, проведению единой государственной политики, координации и государственному регулированию деятельности организаций в области исследования и использования космического пространства в мирных целях, за исключением планирования, распределения и эффективного использования радиочастотного спектра;

уточнить состав Президиума Национальной академии наук Беларуси и порядок назначения на должность академика-секретаря отделения Национальной академии наук Беларуси.

Парламентарии приняли во втором чтении два законопроекта.

По проекту Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О кредитных историях» выступила член Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Нижевич Л.И.

В законопроекте перечень субъектов, на которых распространяется действие Закона «О кредитных историях», дополняется открытым акционерным обществом «Банк развития Республики Беларусь», микрофинансовыми и лизинговыми организациями.

Уточняются значения терминов «кредитная сделка», «субъект кредитной истории» и «источник формирования кредитной истории», а также конкретизируются функции Национального банка Республики Беларусь в части использования сведений, входящих в состав кредитной истории.

Кроме того в проекте Закона детализированы сведения, которые подлежат отражению в договорах гарантии и поручительства, заключаемых микрофинансовыми организациями.

В целях повышения качества управления банками своими рисками и укрепления устойчивости банковской системы в кредитных историях предусмотрено отражение групп риска, по которым банк классифицировал актив и (или) условное обязательство либо их часть.

О проекте Закона «О признании утратившими силу законодательных актов и их отдельных положений» парламентариям доложила член Постоянной комиссии Палаты представителей по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту Марочкова Т.Б.

Проект Закон предусматривает признание утратившими силу 40 законов Республики Беларусь, 14 постановлений Верховного Совета Республики Беларусь, три указа Президиума Верховного Совета Республики Беларусь и одного постановления Президиума Верховного Совета Республики Беларусь.

В ходе заседания депутатским корпусом приняты семь законопроектов о ратификации международных договоров.

Проект Закона «О ратификации Договора о дружественных отношениях и сотрудничестве между Республикой Беларусь и Республикой Судан» представили заместитель Министра иностранных дел Республики Беларусь Дапкюнас А.В. и заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам Шевцов Д.Е.

В Договоре предусматривается, что Республика Беларусь и Республика Судан будут строить свои отношения как дружественные государства на основе принципов взаимного уважения, независимости, государственного суверенитета, территориальной целостности, равноправия и невмешательства во внутренние дела, неприменения силы или угрозы силой, мирного урегулирования споров и добросовестного выполнения международных обязательств.

Желая придать качественно новый уровень двусторонним отношениям, стороны договорились развивать равноправное и взаимовыгодное сотрудничество в политической, экономической, научно-технической, социальной, гуманитарной и других областях; содействовать развитию связей между парламентами и другими выборными органами власти двух стран; способствовать расширению прямых связей и сотрудничества на уровне административно-территориальных единиц в рамках их компетенции; развивать сотрудничество в рамках Организации Объединенных Наций и других международных и региональных организаций в целях укрепления мира и безопасности, решения экономических, экологических и других актуальных международных проблем; поощрять и защищать взаимные инвестиции, развивать торговлю и создавать совместные организации, в том числе с участием партнеров из третьих стран; содействовать транзиту через свою территорию транспортных средств, пассажиров и грузов другой договаривающейся стороны, осуществлять и развивать сотрудничество в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; сотрудничать в борьбе с организованной преступностью, терроризмом, незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и другими противоправными действиями;

Докладчиком по законопроекту «О ратификации Соглашения о финансировании трансграничного сотрудничества (ТГС)» (программа трансграничного сотрудничества Европейского союза «Латвия ― Литва ― Беларусь» на 2014 ― 2020 годы) выступил заместитель Министра иностранных дел Республики Беларусь Шестаков Е.А. Позицию депутатов по этому вопросу изложила заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам Попко О.Н.

Программы трансграничного сотрудничества, традиционно являющиеся одним из основных элементов взаимодействия Беларуси с Европейским Союзом в сфере международной технической помощи, позволяют привлекать значимые финансовые ресурсы ЕС на нужды социально-экономического развития белорусских приграничных регионов. Соглашение направлено на поддержку сотрудничества между странами – участницами и их сопредельными территориями в таких областях, как управление государственной границей, борьба с трансграничной преступностью, защита окружающей среды, совместное реагирование на чрезвычайные ситуации, поддержка предпринимательства, развитие туризма, здравоохранения и социальных услуг, охрана культурного наследия, стимулирование межкультурных связей и контактов между людьми.

Бюджет Соглашения «Латвия — Литва — Беларусь» составляет 81,4 млн. евро, из которых 74 млн. евро составляет вклад Европейского Союза, остальные 10 процентов — средства национального софинансирования стран— участниц.

В рамках реализации Соглашения в 2014 ― 2020 годы в Беларуси предполагается внеконкурсная реализация трех крупномасштабных проектов на сумму в 7,4 млн. евро.

В целях повышения оперативности взаимодействия пограничных служб Беларуси и Литвы на белорусско-литовской границе планируется реализация проекта по развитию телекоммуникационной инфраструктуры. Вклад Евросоюза в мероприятия на белорусской стороне составит 3,3 млн. евро. Запланирована также модернизация международного пункта пропуска «Урбаны ― Силене» на границе Беларуси и Латвии (вклад Евросоюза в мероприятия на белорусской стороне ― 3,5 млн. евро). Результатом совершенствования инфраструктуры международного пункта пропуска «Григоровщина-Патерниеки» на белорусско-литовской границе станет реконструкция подъездных путей и инженерных коммуникаций (вклад ЕС ― 600 тыс. евро).

Е.А.Шестаков и О.Н.Попко также представили проект Закона «О ратификации Соглашения о финансировании трансграничного сотрудничества (ТГС)» (программа трансграничного сотрудничества Европейского союза «Польша — Беларусь — Украина» на 2014 – 2020 годы).

Бюджет Соглашения составляет 201,3 млн. евро, из которых 183 млн. евро составляет вклад Европейского Союза, остальные 10 процентов — средства национального софинансирования стран-участниц. В рамках Соглашения в 2014 — 2020 годах в Беларуси предполагается внеконкурсная реализация трех проектов на сумму в 12,7 млн. евро. За эти средства на границе Республики Беларусь и Республики Польша в международном пункте пропуска «Берестовица-Бобровники» планируется построить дополнительный автомобильный мост через реку Свислочь (вклад ЕС в бюджет проекта ― 4 млн. евро). На белорусско-польских приграничных территориях будет укреплен потенциал пожарных и спасательных служб (вклад ЕС в реализацию мероприятия ― 4,06 млн. евро). Для улучшения транспортного сообщения в белорусско-польском приграничье будут осуществлены модернизация и строительство автомобильной дороги Р-16. Вклад Евросоюза в бюджет проекта составит 4,64 млн. евро.

Информацию о законопроекте «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Грузии о содействии осуществлению и взаимной защите инвестиций» представили заместитель Министра иностранных дел Республики Беларусь Дапкюнас А.В. и член Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам Мисевец В.Г.

Соглашением предусматривается обязанность договаривающихся сторон создавать благоприятные условия для инвесторов в целях осуществления инвестиций на территории своих государств, допускать такие инвестиции согласно национальному законодательству, предоставлять взаимным инвестициям справедливый и равноправный режим, а также полную защиту и безопасность. Кроме того, стороны принимают на себя обязательство не препятствовать управлению, поддержанию, использованию или распоряжению инвестициями путем принятия необоснованных или дискриминационных мер.

Соглашение устанавливает для инвесторов сторон, их инвестиций и доходов национальный режим и режим наибольшего благоприятствования, а также содержит необходимые гарантии по возмещению убытков. В частности, предусматривается право инвестора в отношении восстановления, возмещения убытков, компенсации или иного урегулирования на не менее благоприятный режим, чем тот, который предоставляется национальным инвесторам или инвесторам любого третьего государства.

Соглашение детально регламентирует порядок экспроприации инвестиций, предусматривая выплату инвестору на недискриминационной основе своевременной, адекватной и эффективной компенсации, включающей компенсационную выплату по ставке не ниже ставки LIBOR применительно к валюте, в которой были осуществлены инвестиции. Урегулированы также вопросы перевода платежей. Гарантируется право инвесторов после уплаты ими соответствующих налогов и сборов на беспрепятственный перевод связанных с инвестициями платежей, который должен осуществляться без задержки в свободно конвертируемой валюте в соответствии с правилами валютного регулирования принимающего государства.

Министр спорта и туризма Республики Беларусь Шамко А.И.выступил докладчиком по проекту Закона «О ратификации Дополнительного протокола к Конвенции против применения допинга». Содоклад по этому вопросу сделал заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике Девятовский В.А.

Дополнительный протокол предусматривает взаимное признание государствами-участниками Конвенции компетентности спортивных и национальных антидопинговых организаций по проведению допинг-контроля спортсменов из других стран; конкретизацию положений Конвенции, регламентирующих проведение мониторинга соблюдения антидопинговых правил; признание полномочий Всемирного антидопингового агентства и организаций, действующих под его руководством, по осуществлению проверок спортсменов вне соревнований.

Ратификация Дополнительного протокола предоставит Республике Беларусь возможность расширять международные контакты в антидопинговой сфере, будет способствовать формированию положительного имиджа, повышению авторитета Республики Беларусь на международной арене, выполнению взятых страной обязательств по борьбе с допингом в спорте, а также, упростит проведение аккредитации Национальной антидопинговой лаборатории.

Законопроект «О ратификации Девятого дополнительного протокола к Уставу Всемирного почтового союза, Первого дополнительного протокола к Общему регламенту Всемирного почтового союза, Всемирной почтовой конвенции и Заключительного протокола Всемирной почтовой конвенции, Соглашения о почтовых платежных услугах и Заключительного протокола Соглашения о почтовых платежных услугах» представили депутатскому корпусу Министр связи и информатизации Республики Беларусь Попков С.П. и член Постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Юницын А.Ю.

Ратифицируемые акты Всемирного почтового союза были рассмотрены на XXVI Всемирном почтовом конгрессе 6 октября 2016 года в г. Стамбуле. В соответствии с решениями, принятыми в ходе конгресса, в них внесены изменения и дополнения уточняющего характера ― конкретизированы понятия «почтовая служба», «единая почтовая территория», «отправление письменной корреспонденции», «отправление посылочной почты», «отправление EMS», «закрытая депеша», «рекламация» и др.

В Девятом дополнительном протоколе к Уставу Всемирного почтового союза закрепляется распространение сферы деятельности Всемирного почтового союза на обмен всеми почтовыми отправлениями, а не только на отправления письменной корреспонденции.

Первым дополнительным протоколом к Общему регламенту Всемирного почтового союза расширены функции Административного совета, уточнены состав и функции Совета почтовой эксплуатации и Консультативного комитета, установлен порядок оплаты членских взносов странами — членами Всемирного почтового союза.

Во Всемирную почтовую конвенцию внесены изменения, направленные на создание условий эффективного функционирования международной почтовой службы за счет совершенствования работы национальных почтовых операторов (расширен перечень основных и дополнительных услуг, предоставляемых назначенным оператором, предусмотрена возможность передачи персональных данных клиентов электронными средствами связи, урегулированы вопросы использования бланков Всемирного почтового союза, уточнены условия пересылки опасных грузов, установлены тарифы различных видов почтовых услуг).

В Заключительный протокол Всемирной почтовой конвенции к ряду ее статей членами Всемирного почтового союза внесены оговорки. В соответствии с оговоркой Республики Беларусь в отступление от статьи 15 Конвенции стране разрешается взимать почтовые тарифы, отличающиеся от установленных, если эти тарифы допускаются национальным законодательством.

Соглашением о почтовых платежных услугах введена обязанность стран — членов Всемирного почтового союза сообщать в Международное бюро название и адрес операторов, официально назначенных для обеспечения эксплуатации почтовых платежных услуг на своей территории, а также предусмотрено право назначенного оператора передавать частично в субподряд межсетевое взаимодействие и эксплуатацию почтовых платежных услуг.

Депутаты также приняли законопроект «О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о мерах по урегулированию торгово-экономического сотрудничества в области экспорта нефти и нефтепродуктов от 12 января 2007 г.». С докладом по нему выступил председатель Белорусского государственного концерна по нефти и химии Ляшенко И.В., с содокладом — заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Соловьев П.А.

Протокол, подписанный в г. Москве 13 апреля 2017 года, направлен на повышение эффективности функционирования нефтеперерабатывающей отрасли Республики Беларусь.

Эту задачу планируется решить за счет выполнения следующих мероприятий. Поставки всего объема российской нефти (24 млн. тонн) в Республику Беларусь будут обеспечиваться трубопроводным транспортом. Ранее 1 млн. тонн поставлялся железнодорожным транспортом.

В 2017 — 2019 годах будет реализован механизм прямых поставок нефти в объеме до 6 млн. тонн ежегодно (вместо нефтепродуктов, выработанных из этого же количества нефти) за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза. Кроме того, исключены обязательства Республики Беларусь по поставке на российский рынок автомобильных бензинов в объеме 1 млн. тонн в год. Эти поставки будут реализованы за пределами таможенной территории Евразийского экономического союза с уплатой вывозной таможенной пошлины в бюджет Республики Беларусь.

В ходе заседания Палаты представителей парламентарии рассмотрели два Декрета Президента Республики Беларусь.

Первый заместитель Председателя Правления Национального банка Республики Беларусь Надольный Т.Ю. представил Декрет Президента Республики Беларусь от 29 июня 2017 г. № 3 «Об изменении Декрета Президента Республики Беларусь». С содокладом по этому вопросу выступил член Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Вабищевич П.А.

Декрет предусматривает внесение изменений в Декрет Президента Республики Беларусь от 4 ноября 2008 г. № 22 «О гарантиях сохранности денежных средств физических лиц, размещенных на счетах и (или) в банковские вклады (депозиты)» и направлен на обеспечение устойчивости финансового положения Национального банка Республики Беларусь.

Декретом исключается норма о ежегодном направлении 80 процентов прибыли Национального банка, определенной на основании годового бухгалтерского баланса, в резерв «Агентства по гарантированному возмещению банковских вкладов (депозитов) физических лиц». Такая корректировка позволит Национальному банку удерживать любую прибыль для покрытия убытков прошлых лет, увеличения уставного, резервного и иных фондов.

В связи с отсутствием у Национального банка прибыли на протяжении последних пяти лет, исключение названного источника формирования резерва Агентства не приведет к сокращению  доходной части резерва Агентства и выбытию источника финансирования его деятельности.

В то же время Национальным банком будут приниматься действенные меры по обеспечению стабильности банковской системы, направленные на недопущение угроз для функционирования системы гарантированного возмещения банковских вкладов (депозитов).

Кроме того, финансирование Национальным банком Агентства сохранится посредством размещения средств Агентства в депозиты и облигации Национального банка.

С докладами о Декрете Президента Республики Беларусь от 21 августа 2017 г. № 4 «Об изменении Декрета Президента Республики Беларусь» выступили Т.Ю.Надольный и член Постоянной комиссии Палаты представителей по жилищной политике и строительству Боболович А.С.

Декрет подготовлен в связи с необходимостью совершенствования правового регулирования отношений по обращению взыскания на залог имущественного права (требования) на получение денежных средств.

Вводится норма, предусматривающая возможность удовлетворения требований залогодержателя путем оставления заложенного имущественного права (требования) на получение денежных средств за собой путем направления причитающихся кредитополучателю денежных средств в счет погашения задолженности по кредитному договору без проведения дополнительных процедур в виде реализации третьим лицам или продажи с торгов заложенного имущественного права (требования).

Предлагаемые коррективы позволят в кратчайшие сроки удовлетворить требования залогодержателя за счет заложенного имущественного права (требования) на получение денежных средств на определенных в соглашении либо в договоре залога условиях, а также существенно сократит срок внесудебной реализации заложенного имущественного права (требования) на получение денежных средств и, следовательно, уменьшит просрочку должника, сократит размер штрафных санкций, который находится в прямой зависимости от времени, затраченного на реализацию имущественных прав (требований) третьим лицам.

Очередное заседание Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь шестого созыва состоится 25 октября 2017 года.

Все новости
Главные новости
Все новости Законодательная деятельность Международная деятельность Общественно-политическая деятельность