Рус Бел Eng

Информационно-аналитическое управление

Почтовый адрес: 220010, Республика Беларусь, г. Минск,
ул. Советская, 11.

Факс:  +375 (17) 222-32-13
Тел.:    +375 (17) 222-64-75         

Электронная почта: inform@house.gov.by

21.12.2021

21 декабря 2021 года состоялось заседание шестой сессии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь седьмого созыва, на котором парламентарии рассмотрели 13 вопросов.

В первом чтении были приняты четыре законопроекта.

Проект Закона «Об изменении законов по вопросам культуры» представил Министр культуры Республики Беларусь Маркевич А.М. (содокладчик — заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре и науке Кирьяк Л.В.).


Подготовка законопроекта обусловлена необходимостью совершенствования правового регулирования в сфере культуры с учетом практики применения Кодекса Республики Беларусь о культуре. Законопроект состоит из шести статей и предусматривает существенную корректировку положений Кодекса культуры, особенно в части защиты исторического и культурного наследия, а также организации и проведения культурных мероприятий. Кроме того, предлагается внести изменения в Налоговый кодекс Республики Беларусь и законы Республики Беларусь «О правах ребенка», «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь».


Законопроектом в частности предусматривается:

уточнение понятийного аппарата в области культуры, в том числе путем фиксации новых терминов («часть материальной историко-культурной ценности», «комплексная историко-культурная ценность», «доставка документов» и др.);

упрощение процедуры вывоза культурных ценностей, не включенных в единый перечень товаров, на которые распространяются нетарифные меры в торговле с третьими странами, в порядке, установленном законом, составляющим право Евразийского экономического союза;

закрепление за одним государственным органом — Министерством культуры — полномочий придавать культурной ценности статус историко-культурной ценности и лишать ее такого статуса;

упрощение порядка выполнения работ с историко-культурными ценностями категории «3» путем перевода на уровень:

возможность выполнения работ по текущему ремонту недвижимых материальных историко-культурных ценностей на основании программы работ, требования к которой определяются Министерством культуры;

уточнение перечня видов и состава ремонтно-реставрационных работ, выполняемых на материальных историко-культурных ценностях;

выявление случаев, в которых разрешено перемещение недвижимых материальных историко-культурных ценностей;

запрет на ремонтно-реставрационные работы материальных историко-культурных ценностей без авторского надзора;

необходимость обеспечить выполнение мероприятий по охране памятника на расстоянии 50 метров от внешних границ территории памятника археологам до утверждения проекта охранных зон при проведении земляных, строительных, мелиоративных и других работ на территория археологического памятника;

назначение ответственного за сохранность археологического памятника, разработку мероприятий по его охране и осуществление археологического надзора при земляных, строительных, мелиоративных и других работах на территории археологического памятника;


возможность творческих союзов осуществлять помимо творческой деятельности культурную деятельность по другим своим направлениям с уточнением основных составляющих материально-технической базы творческих союзов и особенностей их использования;

консолидация новых видов библиотечной деятельности, связанных с развитием информационных и коммуникационных технологий (оцифровка документов, доставка документов);

возможность передачи из библиотеки излишне дублирующих (повторных) и непрофильных документов для данной библиотеки организациям, не относящимся к субъектам культурной деятельности (образовательным учреждениям, организациям, оказывающим социальные услуги, религиозным организациям);

уточнение порядка исключения из музейного фонда научных пособий и (или) сырья, порядка создания и открытия постоянных экспозиций в музеях;

предоставление музеям права разрабатывать собственные (внутримузейные) инструкции по порядку учета, каталогизации, научной обработки и хранения музейных предметов, научных пособий и (или) сырья;


разъяснение условий предоставления статуса национального мастера и определение срока, на который этот статус предоставляется;

возможность для ремесленных центров (домов) иметь выставочные залы для продажи изделий народных промыслов и ремесел, в том числе их продажа во время культурных мероприятий;

выявление случаев, когда фильмы могут быть показаны без их классификации и включения в Государственный реестр фильмов;

выяснение оснований отказа в выдаче свидетельства на право организации и проведения культурно-развлекательного мероприятия, а также случаев, когда получение такого свидетельства не требуется;

возможность отмены культурно-развлекательного мероприятия в случае форс-мажора и условия, при которых аннулированное свидетельство на право организации и проведения культурно-развлекательного мероприятия является недействительным;

выяснение обстоятельств, при которых организатор культурно-развлекательного мероприятия вправе остановить мероприятие;

уточнение сроков возврата входных билетов и возврата их стоимости.

С докладом по проекту Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об оказании психологической помощи» выступил Министр здравоохранения Республики Беларусь Пиневич Д.Л., с содокладом — заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике Шипуло А.В.



Проектом Закона, в частности, предлагается:

обновить и дополнить понятийный аппарат Закона;

усовершенствовать подходы по установлению требований к образованию лиц, которые могут быть психологами;

определить компетенцию Министерства по чрезвычайным ситуациям в сфере оказания психологической помощи;

повысить роль Межведомственного координационного совета по оказанию психологической помощи;

дополнить Закон положениями об условиях оказания психологической помощи лицам, признанным недееспособными;

установить перечень случаев, являющихся основанием для отказа психологом в оказании психологической помощи гражданам;

предоставить право оказывать психологическую помощь с использованием средств электросвязи не только на безвозмездной основе, но и на возмездной основе.

О проекте Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об архивном деле и делопроизводстве в Республике Беларусь» рассказали первый заместитель Министра юстиции Республики Беларусь Филиппова Н.Н. — и член Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре и науке Подлужная Л.Б.


Законопроект разработан в целях повышения эффективности правового регулирования отношений в сфере архивного дела и делопроизводства с учетом практики применения и новейших достижений науки и техники в части создания документов.


Основные изменения, предлагаемые проектом Закона, предусматривают:

существенное изменение терминологического аппарата, в том числе путем уточнения базовых терминов «документ», «архивный документ», «документ Национального архивного фонда», «архивный фонд», «документальный фонд» и «Национальный архивный фонд»;

введение в правовое поле документооборота копий архивных документов на правах подлинника, которые приравниваются к документам Национального архивного фонда. К числу таких копий будут отнесены копии архивных документов на основании нахождения оригинала документа в собственности иных государств, организаций и граждан;

возможность хранения документов негосударственной части Национального архивного фонда на условиях договора хранения не только в государственных и территориальных (городских или районных) архивах, но и в иных организациях;

допустимость передачи на постоянное хранение документов государственной части Национального архивного фонда, содержащих секреты, только после их рассекречивания;

исключительную компетенцию государственных архивных учреждений по выполнению работ, связанных с подготовкой, обработкой и оформлением документов при передаче на хранение в государственные архивы, для организаций, являющихся источниками комплектования государственных архивов;


право государственных архивных учреждений, иных организаций и индивидуальных предпринимателей оказывать владельцам документов на основании договора помощь в подготовке документов для передачи на хранение в государственные и территориальные (городские или районные) архивы, а также в организации делопроизводства, хранении и использовании архивных документов;

запрет передачи документов Национального архивного фонда государственными органами, иными организациями, являющимися источниками комплектования государственных архивов, без согласования с соответствующими государственными архивами;

увеличение срока временного хранения записей актов гражданского состояния до 100 лет (по действующей редакции — 75 лет) и уменьшение срока хранения документов по личному составу до 55 лет (по действующей редакции — 75 лет);

обязательность возврата документов, находящихся на постоянном хранении, в случае их изъятия (выемки).

Заместитель Министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь — директор Департамента ветеринарного и продовольственного надзора Смильгинь И.И. доложил о проекте Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О племенном деле в животноводстве» (содокладчик — член Постоянной комиссии Палаты представителей по аграрной политике Полякова И.М.).


Целью подготовки проекта Закона является приведение Закона Республики Беларусь «О племенном деле в животноводстве» в соответствие с Соглашением о мерах, направленных на унификацию проведения селекционно-племенной работы с сельскохозяйственными животными в рамках Евразийского экономического союза, ратифицированным Законом Республики Беларусь от 25 июня 2020 г. № 24-З, и во исполнение мероприятий по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 25 июня 2021 г. № 240 «Об административных процедурах, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования». Также вносятся изменения в некоторые положения Закона для реализации правоприменительной практики.


Проектом Закона уточнены и скорректированы отдельные термины и их определения, введены новые: «генетическая аномалия», «генетически детерминированное заболевание», «молекулярная генетическая экспертиза». Понятийный аппарат дополнен термином «животные», предусматривающим закрытый перечень животных, разводимых и выращиваемых в целях получения (производства) продуктов животного происхождения.

Полномочия Совета Министров Республики Беларусь по установлению порядка выдачи паспорта субъекта племенного животноводства и требований, предъявляемых к субъектам племенного животноводства, порядка выдачи и формы племенного свидетельства передаются Министерству сельского хозяйства и продовольствия.

Проектом Закона Министерство сельского хозяйства и продовольствия наделяется полномочиями по:

установлению порядка регистрации в реестре субъектов племенного животноводства и требований, предъявляемых к субъектам племенного животноводства;

утверждению зоотехнических, зоогигиенических правил, технических кодексов установившейся практики.

Уточняются полномочия этого Министерства по:

установлению требований к организации и проведению апробации;

обеспечению создания, использования государственной информационной системы и взаимодействия с иными информационными системами;

установлению порядка организации молекулярной генетической экспертизы;

установлению порядка выдачи и формы заключения об отнесении животных и их продукции (материала), ввозимых на территорию Республики Беларусь, к племенной продукции (материалу).

Основные задачи государственной племенной службы дополнены положениями по осуществлению мер профилактического и предупредительного характера в области племенного дела и организации проведения работ по трансплантации эмбрионов, получению и использованию племенной продукции (материала).

Корректируются основные задачи некоторых племенных хозяйств.

Уточняется структура государственной информационной системы, в связи с чем Закон дополняется соответствующими статьями (банк данных генетических исследований племенных животных и др.).

Во втором чтении депутатский корпус принял шесть законопроектов.

Заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Вабищевич П.А. доложил о проекте Закона «Об изменении законов по вопросам налогообложения».


В частности, с 2022 года законопроектом предлагается:

комплексное совершенствование норм законодательства о декларировании, включая перенос норм Закона о декларировании в Налоговый кодекс;

введение акцизов на жидкости для электронных систем курения и нетабачные никотиносодержащие изделия, повышение ставок акцизов на пиво и табачные изделия;

введение обязанности (с 1 июля 2022 года) по исчислению и уплате НДС иностранными организациями и предпринимателями при электронной дистанционной продаже товаров;

отмена льготы по налогу на недвижимость для физических лиц в отношении квартир в многоквартирных жилых домах;

предоставление права областным и Минскому городскому Советам депутатов увеличивать стандартную ставку налога на прибыль (18 процентов) в пределах 2-х процентных пунктов в отношении плательщиков этого налога в местный бюджет, предусмотрев целевой характер использования этих средств: на финансирование расходов по строительству объектов инженерной и транспортной инфраструктуры для районов жилой застройки, реконструкции, капитальный и текущий ремонт местных автомобильных дорог;

повышение предельного размера инвестиционного вычета при исчислении налога на прибыль по зданиям, сооружениям, машинам и оборудованию, транспортным средствам.

Также в Налоговом кодексе предусматриваются системные изменения в отношении подходов к налогообложению самозанятых граждан, индивидуальных предпринимателей:

корректировка ставок единого налога для индивидуальных предпринимателей и самозанятых граждан в 2,3 — 4 раза;

расширение перечня видов деятельности с уплатой единого налога для самозанятых граждан;

исключение возможности применения упрощенной системы налогообложения для индивидуальных предпринимателей в сфере услуг (кроме некоторых видов), с 2023 года полная отмена применения этой системы для этой категории плательщиков;

установление ставки сбора для агроэкоусадеб в размере 31 руб. в месяц за каждую усадьбу и ставки сбора по ремесленной деятельности 62 руб. в год;

введение с 1 января 2023 года для физических лиц новой системы налогообложения «налог на профессиональный доход», уплачиваемого посредством цифрового мобильного приложения и заменяющего уплату подоходного налога и страховых взносов в фонд социальной защиты в размере 10 процентов.

Эти меры направлены на выравнивание налоговой нагрузки этих категорий плательщиков по сравнению с наемными работниками и повышение степени их участия в финансировании государственных расходов.

Для микроорганизаций в рамках применения упрощенной системы налогообложения предлагается отменить уплату налога на добавленную стоимость и установить единую ставку налога в размере 6 процентов от выручки.

Председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Нижевич Л.И представила проект Закона «О республиканском бюджете на 2022 год».


Проект республиканского бюджета и расчетные показатели по бюджетам областей и г. Минска на 2022 год разработаны на основе положений программных документов по социально-экономическому развитию страны с учетом складывающейся экономической ситуации.

Законопроектом предлагается определить объемы доходов, расходов и дефицита республиканского бюджета.

В 2022 году предусматривается включить в республиканский бюджет средства государственных целевых бюджетных фондов: фонда национального развития, республиканского централизованного инновационного фонда, республиканского дорожного фонда, республиканского фонда универсального обслуживания связи и информатизации и республиканского фонда гражданской авиации.

Доходы республиканского бюджета на 2022 год прогнозируются в сумме 27 827 460 695 рублей. Структуру доходов республиканского бюджета составляют налоговые доходы, неналоговые доходы, безвозмездные поступления.

Основными налоговыми источниками доходов республиканского бюджета в 2022 году являются налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, акцизы, налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности.

Расходы республиканского бюджета на 2022 год составят 30 672 181 344 рубля.

В 2022 году основными целями для сектора государственных финансов будут являться обеспечение экономического роста на основе повышения эффективности использования внешних и внутренних ресурсов в интересах роста благосостояния населения Беларуси и сокращения региональных диспропорций.

В 2022 году сохранится социальная направленность расходов бюджета. Значительную часть в бюджете составят расходы на оплату труда, выплату пенсий, стипендий, пособий, другие выплаты, а также на выполнение государственных социальных стандартов. Бюджетное финансирование позволит обеспечить стабильное функционирование отраслей образования и здравоохранения.

На 2022 год формирование республиканского бюджета произведено с дефицитом 2 844 720 649 рублей.

О проекте Закона «Об изменении Кодекса Республики Беларусь об образовании» выступил с докладом председатель Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Марзалюк И.А.


Подготовка новой редакции Кодекса об образовании обусловлена изменением структуры высшего образования, включением в систему образования Республики Беларусь системы научно-ориентированного образования взамен системы послевузовского образования, расширением сферы применения целевой подготовки специалистов и рабочих (служащих) для удовлетворения потребностей в специалистах в малых населенных пунктах и на загрязненных территориях, в иных населенных пунктах, а также устранением пробелов, выявленных в практике применения Кодекса об образовании. Предлагается установить обязательным в республике получение общего среднего образования, вводятся нормы, направленные на внедрение инклюзивных подходов в образовании, обеспечивающие равный доступ к получению образования для всех обучающихся с учетом их индивидуальных образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

В общей части проекта Кодекса в сравнении с действующей редакцией предусмотрены:

грант на обучение иностранным гражданам и лицам без гражданства для освоения ими содержания образовательных программ высшего и среднего специального образования в государственных учреждениях образования;

расширение сферы применения целевой подготовки специалистов и рабочих (служащих);

возможность использования модульного принципа представления содержания образовательной программы;

возможность реализации образовательных программ посредством сетевой формы взаимодействия между учреждениями образования;

выделение дистанционной формы получения образования в самостоятельную форму;

возможность трудоустройства в счет брони инвалидам и лицам с особенностями психофизического развития при невозможности предоставить место при распределении.

В особенной части проекта Кодекса в сравнении с действующей редакцией Кодекса предусмотрены:

на уровне дошкольного и общего среднего образования:

оптимизация видов учреждений дошкольного образования (исключены ясли, ясли-сад, санаторный ясли-сад);

реализация в учреждениях дошкольного образования образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи;

наделение местных исполнительных органов полномочиями по изменению норм наполняемости в учреждениях дошкольного образования в целях обеспечения местами в учреждениях дошкольного образования в микрорайонах-новостройках;

возможность финансирования части расходов частных дошкольных учреждений за счет средств местных бюджетов исходя из численности детей, зачисленных в эти учреждения по направлению, выданному местными органами при отсутствии свободных мест в государственных учреждениях образования;

прием детей для получения начального образования по достижении на начало учебного года возраста шести лет либо по желанию одного из законных представителей в более позднем возрасте. По заявлению одного из законных представителей при наличии решения педагогического совета допускается прием в I класс ребенка, которому шесть лет исполняется в текущем календарном году;

изучение отдельных учебных предметов на повышенном уровне, в том числе в рамках организации профильного обучения на III ступени общего среднего образования;

установление в средних школах — училищах олимпийского резерва режима шестидневной учебной недели и возможность проведения факультативных занятий в шестой школьный день с учащимися V — XI (XII) классов;

закрепление за учредителем права устанавливать наполняемость классов с учетом соблюдения требований санитарных норм;

установление продолжительности учебного года, включая каникулы, с 1 сентября по 31 августа. Учебные занятия проводятся

с 1 сентября по 31 мая включительно, а для учащихся IX и XI (XII) классов — с 1 сентября по 25 мая;

оптимизация видов учреждений общего среднего образования за счет исключения таких видов, как гимназия-интернат, вечерняя школа, межшкольный учебно-производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся, межшкольный центр допризывной подготовки, учебно-педагогический комплекс с сохранением видов «гимназия — колледж искусств», «училище олимпийского резерва»;

предоставление возможности реализовывать образовательную программу дошкольного образования в начальных, базовых и средних школах;

возможность сочетания обучения на дому и в учреждении общего среднего образования на основании заключения врачебно-консультационной комиссии и заявления законного представителя учащегося;

возможность обучения учащихся, содержащихся под стражей в следственных изоляторах (в настоящее время такое право предоставлено только лицам, отбывающим наказание в исправительных учреждениях).

На уровне профессионально-технического, среднего специального, высшего образования и дополнительного образования взрослых:

возможность получения образования в дистанционной форме, реализации образовательных программ посредством сетевой формы взаимодействия;

уменьшение срока получения профессионально-технического образования на основе общего среднего образования в дневной форме получения образования. Такой срок составит от шести месяцев до одного года (вместо одного года — полутора лет);

изменение структуры высшего образования, обеспечивающее повышение его привлекательности для иностранных граждан, усиление международного имиджа, гармонизацию системы белорусского высшего образования с международными стандартами (условия для расширения экспорта образовательных услуг) и повышение качества образования.

На уровне высшего образования предусматривается:

бакалавриат (общее высшее образование 4 — 4,5 года);

магистратура (углубленное высшее образование 1 — 2 года);

непрерывная образовательная программа высшего образования (специальное высшее образование 5 — 6 лет с дипломом магистра для отдельных технических специальностей и высшее образование по специальностям «Здравоохранение»).

Послевузовское образование переименовывается в уровень научно-ориентированного образования — аспирантура (адьюнктура) со сроком подготовки не более трех лет.

В системе образования предусмотрена выдача диплома бакалавра, диплома магистра, диплома о высшем образовании по направлению образования «Здравоохранение», в системе научно-ориентированного образования — диплома исследователя.

Предусмотрено закрепление такого вида дополнительного образования, как дополнительное образование одаренных детей и молодежи. Законопроект дополнен новым разделом «Дополнительное образование одаренных детей и молодежи», в рамках которого регламентируются вопросы системы дополнительного образования одаренных детей и молодежи, организации образовательного процесса при реализации образовательной программы одаренных детей и молодежи, научно-методического обеспечения дополнительного образования одаренных детей и молодежи. Также определено учреждение дополнительного образования одаренных детей и молодежи.

В рамках регулирования вопросов трудоустройства и распределения выпускников учреждений профессионального образования предусматривается:

зачет в срок обязательной работы по распределению по желанию выпускника периода военной службы по контракту, периода альтернативной службы;

закрепление статуса молодого специалиста за выпускниками, получившими образование на условиях оплаты и направленными на работу;

введение механизма обеспечения первым рабочим местом путем бронирования.

В структуре учреждений образования предусматриваются следующие новации:

особый статус «национальное учреждение образования», предоставляемый учреждению высшего образования, являющемуся международно-признанным научным, научно-инновационным, учебным и методическим центром, присваиваемый Президентом Республики Беларусь и предусматривающий ряд преимуществ для наиболее динамично развивающихся и прогрессивных учреждений высшего образования, а также статус «ведущее учреждение высшего образования», присваиваемый Министерством образования на срок

до 5 лет для стимулирования постоянного развития и совершенствования национальных учреждений высшего образования;

сокращение и оптимизация видов учреждений образования на всех уровнях основного образования (исключены 3 из 6 видов учреждений образования на уровне дошкольного образования, 13 из 25 на уровне общего среднего образования. На уровне профессионально-технического и среднего специального образования будет функционировать единый вид учреждения образования — колледж, на уровне высшего образования — 3 вида: университет, академия, институт;

создание института контроля знаний — учреждения образования, которое может осуществлять методическое и (или) организационное обеспечение проведения аттестации обучающихся, вступительных испытаний, организацию разработки контрольно-измерительных материалов, иные функции, направленные на совершенствование форм контроля результатов учебной деятельности обучающихся и обеспечение качества образования.

Пересмотрены компетенции государственных органов. В ряде случаев компетенция на принятие актов от Правительства передана на уровень республиканских органов государственного управления. За местными исполнительными и распорядительными органами закреплена функция осуществления контрольной (надзорной деятельности) — контроль за обеспечением качества образования.

В ходе подготовки к рассмотрению законопроекта во втором чтении в Палате представителей проделана работа, по результатам которой в проект Кодекса дополнительно внесен ряд корректив:

усилена воспитательная составляющая образования, а к целям образования, наряду с интеллектуальным, нравственным, творческим, физическим и профессиональным развитием личности, отнесены формирование патриотизма, гражданственности. Воспитательная работа во внеучебное время должна быть направлена на формирование у обучающихся уважения к памяти защитников Отечества, закону и правопорядку, бережного отношения к историко-культурному наследию и традициям белорусского народа. Данные нормы увязаны с законодательными мерами по противодействию экстремизму и реабилитации нацизма, а также с предложениями по изменению Конституции, подготовленными Конституционной комиссией;

предусмотрена организация транспортного обеспечения к местам проведения мероприятий воспитательного характера: экскурсий, физкультурно-оздоровительных, спортивно-массовых, спортивных, культурных мероприятий;

существенно расширен перечень учреждений образования, основным органом самоуправления в которых является педагогический совет;

введена обязанность для поступающих на работу педагогов предъявлять выписку из единого государственного банка данных о наличии (отсутствии) сведений о преступлениях;

для укрепления авторитета и дополнительной поддержки педагогических работников в законопроект включена норма, дающая право при наличии свободных мест осуществлять подвоз педагогов к месту работы и обратно школьными автобусами;

уточнены отдельные положения, регламентирующие порядок отчисления обучающихся. К основаниям для отчисления отнесены случаи привлечения к административной ответственности за однократное совершение грубого административного правонарушения или привлечение к уголовной ответственности за преступления против человека;

уточнен порядок восстановления для продолжения получения образования лиц, не завершивших освоение содержания одного из видов образовательных программ и отчисленных из учреждений образования. Восстановление отчисленных будет осуществляться не с 1 сентября, а с того же семестра (полугодия), с которого они были отчислены.

учтены предложения Министерства обороны по вопросу совершенствования подготовки кадров по военным специальностям;

возвращена норма о возможности получения законными представителями обучающихся информации о проводимых медицинских, психологических, педагогических обследованиях, а порядок получения информации о ходе и содержании образовательного процесса будет определяться руководителем учреждения образования с участием органа самоуправления, в который входят законные представители.

Член Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Мамайко И.А. проинформировал о проекте Закона «Об изменении законов по вопросам профилактики правонарушений».

Целью законопроекта является повышение эффективности профилактики домашнего насилия, уровня защищенности граждан от этого негативного явления.

Проектом Закона предлагается внести изменения в законы Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений», «О социальном обслуживании», «Об оружии» и «О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях нахождения в них».

В частности, законопроектом предусматривается:

расширение круга лиц, насилие в отношении которых квалифицируется как домашнее, путем отнесения к таким лицам бывших супругов, раздельно проживающих близких родственников, иных граждан, которые проживают (проживали) совместно и ведут (вели) общее хозяйство;

дополнение основных принципов деятельности субъектов профилактики правонарушений такими принципами как сохранение традиционных семейных ценностей; уважения частной жизни; недопустимость рассмотрения обычаев, убеждений, традиций как оправдания правонарушений; приоритет предупредительных мер над мерами ответственности;

конкретизация порядка взаимодействия субъектов профилактики домашнего насилия и их функций;

оптимизация деятельности по применению мер индивидуальной профилактики правонарушений, дополнение ее такой мерой, как коррекционная программа, и определением ее содержания;

изменение порядка применения защитного предписания;

определение порядка обработки сведений о фактах домашнего насилия;

лишение граждан, подвергавшимся административному взысканию за совершение насильственных действий либо нарушение защитного предписания, права на приобретение оружия;

включение в перечень оснований для изъятия оружия и боеприпасов у лица, являющегося их собственником, вынесение ему защитного предписания.

С докладом по проекту Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь» выступил председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре и науке Марзалюк И.А.


Законопроект направлен на совершенствование положений Закона Республики Беларусь от 10 июля 2012 года «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь» с учетом правоприменительной практики. В частности, законопроектом предусматривается:

устранение устаревших норм и противоречий;

уточнение компетенций в сфере государственного регулирования инновационной деятельности республиканских органов государственного управления, других государственных органов (организаций), органов местного управления и самоуправления;

определение порядка принятия и реализации государственной программы инновационного развития Республики Беларусь;

уточнение форм стимулирования инновационной деятельности;

уточнение перечня субъектов инновационной инфраструктуры, корректировка направлений их деятельности и перечня предоставляемых услуг (выполняемых работ).

В результате принятия законопроекта будет обеспечено полное и системное правовое регулирование общественных отношений, связанных с государственной инновационной политикой и инновационной деятельностью.

Член Постоянной комиссии Палаты представителей по вопросам экологии, природопользования и чернобыльской катастрофы Кралевич И.Н.  рассказала о проекте Закона «Об изменении законов по вопросам охраны окружающей среды и природопользования».


Законопроект предлагает внести изменения в Лесной кодекс Республики Беларусь, а также законы Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», «О растительном мире», «О безопасности генно-инженерной деятельности», «О животном мире».

В названные законы вносятся изменения, в соответствии с которыми Совет Министров наделяется полномочиями устанавливать таксы для определения размера возмещения вреда, причиненного соответственно лесам, окружающей среде, объектам растительного мира и (или) среде их произрастания, окружающей среде в результате незаконного изъятия или уничтожения диких животных и (или) вредного воздействия на среду их обитания. Вместе с тем, указанные полномочия исключаются из компетенции Президента Республики Беларусь.

Нормы Закона Республики Беларусь «О растительном мире» приводятся в соответствие с нормами Указа Президента Республики Беларусь № 215 от 11 июня 2021 г. «Об изменении указов Президента Республики Беларусь» в части отнесения государственного учреждения «Администрация Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень» к государственным органам, осуществляющим регулирование и управление в области обращения с объектами растительного мира на территории указанного парка и определения его компетенции в данной области.

В Законе Республики Беларусь «О безопасности генно-инженерной деятельности» предлагается исключить указание на «породы» в термине «породы генно-инженерных животных». Это необходимо для того, чтобы расширить перечень объектов регистрации генно-инженерных животных и использовать их в хозяйственных целях.

Согласно Положению о специальном правовом режиме Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень», утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 12 мая 2017 г. № 166, резиденты индустриального парка, инвесторы индустриального парка, совместная компания, участники строительства объектов данного парка освобождаются от компенсационных выплат за вредное воздействие на объекты животного мира и (или) среду их обитания. В этой связи ко второму чтению часть первая пункта 5 статьи 23 Закона Республики Беларусь «О животном мире» дополнена соответствующим исключением.

В Закон Республики Беларусь «О животном мире» вносятся изменения, которые касаются отношений, связанных с содержанием и (или) разведением в неволе диких животных.

По результатам доработки законопроекта ко второму чтению внесены изменения в части добавления запрета содержания и (или) разведения диких животных в неволе не только в квартирах многоквартирных и блокированных жилых домов, одноквартирных жилых домах и на их придомовых территориях, но и в садоводческих товариществах, дачных кооперативах как местах возможного проживания граждан.

Урегулированы правовые последствия в отношении диких животных, попавших в перечень, запрещенных к содержанию, но приобретенных и содержавшихся в неволе до вступления в силу устанавливаемого запрета. Данный запрет не будет распространяться на отношения, возникшие до вступления в силу законопроекта, при условии регистрации содержащихся и (или) разведенных в неволе диких животных в соответствии с законодательством. Такие животные смогут содержаться у их владельцев до наступления естественной смерти животных.

Уточнены ссылки на правила охоты и правила ведения охотничьего хозяйства, правила любительского рыболовства и правила ведения рыболовного хозяйства в соответствии с указами Президента Республики Беларусь № 112 от 21 марта 2018 г. «Об охоте и ведении охотничьего хозяйства» и № 284 от 21 июля 2021 г. «О рыболовстве и рыболовном хозяйстве».

Учитывая, что Указ № 284 вступает в силу с 29 июля 2022 года, в статью 8 законопроекта, содержащую положения об его вступлении в силу, внесены соответствующие изменения.

В двух чтениях был прият проект Закона «Об изменении кодексов» (докладчик — заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности, Дубов А.В., содокладчик —заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Маркевич А.И.).


Проект Закона подготовлен в качестве очередной важной меры законодательного характера, направленной на пресечение попыток дестабилизации обстановки в обществе и финансирования противоправной деятельности политической направленности.

Законопроектом предлагается введение уголовной ответственности за организацию деятельности либо участие в деятельности политической партии, иного общественного объединения, религиозной организации или фонда, не прошедших в установленном порядке государственную регистрацию или в отношении которых имеется вступившее в законную силу решение уполномоченного государственного органа об их ликвидации или приостановлении их деятельности, при отсутствии признаков преступления, предусмотренного статьей 4231 Уголовного кодекса Республики Беларусь.


Криминализация вышеуказанных действий предлагается путем дополнения УК статьей 1931 при одновременном исключении статьи 24.57 об ответственности за аналогичные действия из Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Статьей 10 Закона Республики Беларусь «О массовых мероприятиях» запрещены сбор, получение и использование денежных средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, а равно выполнение работ, оказание услуг для целей возмещения расходов, обусловленных привлечением лица к ответственности за нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий.

В соответствии со статьей 15 Закона лица, нарушившие установленный порядок организации и (или) проведения массовых мероприятий, должны нести ответственность в соответствии с законодательными актами.

Принимая во внимание, что до настоящего времени ответственность за нарушение вышеуказанного запрета отсутствует, для пресечения финансирования противоправной деятельности проектом Закона предлагается установление административной ответственности путем дополнения статьи 24.23 КоАП частью 7.

Одновременно статья дополняется примечанием, в соответствии с которым не будут являться административным правонарушением, предусмотренным частью 7 статьи 24.23, выполнение работ, оказание услуг лицом для целей возмещения собственных расходов, обусловленных привлечением его к ответственности за нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий.

В связи с предлагаемыми корректировками КоАП проектом Закона вносятся изменения и в Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Также в ходе заседания был прият проект Закона «О ратификации Соглашения о Совместном инженерном подразделении гуманитарного разминирования вооруженных сил государств — участников Содружества Независимых Государств», который представили Министр обороны Республики Беларусь Хренин В.Г. и заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам Думбадзе Т.Ш.


Соглашение о Совместном инженерном подразделении гуманитарного разминирования вооруженных сил государств — участников Содружества Независимых Государств было подписано 18 декабря 2020 года в режиме видеоконференции и направлено на углубление сотрудничества вооруженных сил государств — участников СНГ при проведении гуманитарного разминирования.

Соглашением определяется порядок формирования, применения и завершения деятельности Совместного подразделения, скоординированного выполнения задач гуманитарного разминирования в соответствии с обращениями государств — участников СНГ, а также привлечения Совместного подразделения в случае реализации международных программ, проектов и операций по гуманитарному разминированию на территориях государств, не являющихся государствами — участниками СНГ (третьих государств), запрашивающих эту помощь через международные организации и органы СНГ.

Соглашением закреплены принципы юрисдикции, связанные с временным пребыванием Совместного подразделения на территории принимающей/транзитной Стороны. В частности, устанавливается, что юрисдикция принимающей/транзитной Стороны не распространяется на действие (бездействие), совершенные при исполнении служебных обязанностей военнослужащими направляющей Стороны

Соглашением предусматривается страхование военнослужащих на время прохождения военных или специальных сборов, а также резервистов при нахождении на занятиях и учебных сборах, установлены выплаты застрахованным лицам в случае причинения вреда жизни и здоровью, гибели (смерти).

Стороны самостоятельно определяют степень своего участия в создании и деятельности Совместного подразделения. Решение о направлении национального инженерного подразделения для участия в операциях гуманитарного разминирования принимается направляющей Стороной в соответствии с ее законодательством.

При этом каждая Сторона определяет уполномоченный орган, на который возлагается реализация настоящего Соглашения, о чем информирует депозитарий одновременно с уведомлением о выполнении внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу.

В связи с этим проектом Закона предусматривается определить Министерство обороны Республики Беларусь уполномоченным органом, на который возлагается реализация данного Соглашения.

Кроме того, в ходе заседания парламентарии приняли Постановление Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь «Об утверждении сметы расходов на содержание Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь на 2022 год».

Все новости
Главные новости
Все новости Законодательная деятельность Международная деятельность Общественно-политическая деятельность

220010, Республика Беларусь, г. Минск, ул. Советская, 11

Отдел по организации работы с документами
Тел.: (017) 222 32 62
Факс: (017) 327 37 84
E-mail: kc1@house.gov.by

Отдел по работе с обращениями граждан и юридических лиц
Тел.: (017) 222 62 52
          (017) 222 63 58

Направить электронное обращение в адрес Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь и ее Секретариата вы можете здесь

Пресс-служба
Тел./Факс: (017) 222 64 75
E-mail: inform@house.gov.by