Информационно-аналитическое управление

Почтовый адрес: 220010, Республика Беларусь, г. Минск,
ул. Советская, 11.

Факс:  +375 (17) 222-32-13
Тел.:    +375 (17) 222-64-75
             +375 (44) 755-22-94

Электронная почта: inform@house.gov.by

23.05.2019

23 мая 2019 года на заседании Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь шестого созыва депутатский корпус рассмотрел 13 вопросов.

В первом чтении были приняты два законопроекта.

О проекте Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения» доложил заместитель Председателя Правления Национального банка Республики Беларусь Лапко Д.Н. (содокладчик — член Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Занько С.Н.).


Корректировка Закона направлена на приведение его в соответствие с изменениями, произошедшими в законодательстве, и совершенствование правоприменительной практики.


Законопроектом введены следующие правовые новации:

расширен перечень лиц, осуществляющих финансовые операции;

введена норма о создании в Республике Беларусь межведомственной комиссии по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения как межведомственного координационного органа. Полномочия на утверждение состава и положения о комиссии делегированы Правительству Республики Беларусь;

детализирован механизм идентификации участников финансовых операций;

оптимизирован перечень лиц, имеющих право действовать от имени организации, в отношении которых устанавливаются идентификационные данные;

определен перечень клиентов-организаций, в отношении которых сведения о бенефициарных владельцах не устанавливаются;

предусмотрены различные перечни сведений, сопровождающих финансовые операции, связанные с банковскими, денежными, а также почтовыми денежными переводами по поручению отправителя (плательщика), для сумм менее 100 базовых величин, и сумм, равных или превышающих 100 базовых величин;

на Министерство юстиции возложены функции по определению состава, порядка хранения и доведения до всеобщего сведения общественными объединениями и фондами отчетности о своей деятельности и иных сведений, необходимых для принятия мер по предотвращению финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения;

уточнены компетенции Национального банка в части контроля за деятельностью открытого акционерного общества «Белорусская валютно-фондовая биржа» по соблюдению им законодательства о предотвращении легализации преступных доходов;

уточнен круг органов, которым предоставлено право осуществлять контроль за соблюдением подконтрольными лицами законодательства о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения и др.

Заместитель Министра транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Иванов А.Н. выступил с докладом по проекту Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об основах транспортной деятельности», с содокладом выступил заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Комаровский И.С.


Целями подготовки законопроекта являются приведение Закона «Об основах транспортной деятельности» в соответствие с Декретом Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства», Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2017 г. № 376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности» и Законом «Об оценке соответствия техническим требованиям и аккредитации органов по оценке соответствия», а также согласование Закона с международно-правовыми документами, составляющими право Евразийского экономического союза.


В проекте Закона уточняются положения по осуществлению государственного контроля (надзора) в области транспортной деятельности, а также в части оценки соответствия техническим требованиям в области транспортной деятельности, предусмотренным международными договорами Республики Беларусь, техническими регламентами Таможенного союза и Евразийского экономического союза, международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза.

Законопроект не предполагает изменения условий осуществления предпринимательской деятельности.

Парламентарии приняли два законопроекта во втором чтении.

Заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике Старовойтов А.Г. рассказал о проекте Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О вспомогательных репродуктивных технологиях».


Законопроект разработан в целях совершенствования норм Закона «О вспомогательных репродуктивных технологиях» с учетом практики его применения.

Проектом Закона, в частности, предлагается уточнить порядок применения вспомогательных репродуктивных технологий, конкретизировать требования, предъявляемые к донорам половых клеток, закрепить право лиц, не имеющих медицинских показаний к применению вспомогательных репродуктивных технологий, на хранение половых клеток, детализировать положения, касающиеся создания единого регистра доноров половых клеток, регламентировать вопросы международного сотрудничества, а также установить ответственность за нарушение законодательства о вспомогательных репродуктивных технологиях.

Проект Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О почтовой связи» представил член Постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Юницын А.Ю.


Целями подготовки законопроекта являются приведение положений Закона «О почтовой связи» в соответствие с актами Всемирного почтового союза, согласование его положений с иными законодательными актами, а также совершенствование отдельных норм с учетом правоприменительной практики.

Документом предлагается ряд нововведений, направленных на учет новых условий социально-экономического развития, усиление гарантий права граждан свободно передавать, получать и распространять информацию, расширение перечня услуг почтовой связи, оказываемых пользователям, и улучшение их обслуживания.

Наиболее важными новеллами законопроекта являются:

регламентация понятия «национальная почтовая электронная система» с учетом ее разграничения с иными существующими в стране наработками в сфере информационно-коммуникационных технологий и информационного взаимодействия;

введение термина «гибридное отправление» для законодательного оформления новой услуги, внедряемой в стране, предоставляющей возможность пользователям услуг почтовой связи отправлять и получать почтовые отправления в удобной для них форме;

совершенствование такого вида почтовой связи, как курьерская связь;

урегулирование вопросов использования почтоматов, обеспечивающих автоматизацию приема и (или) хранения, доставки (вручения) почтовых отправлений;

введение классификации почтовых отправлений, основанной на скорости их обработки и содержании вложений (документы или товары), а также классификации отправлений письменной корреспонденции в зависимости от их формата;

закрепление возможности получения адресатами в их абонементные почтовые ящики мелких пакетов, что сократит количество случаев необходимости посещения почтового отделения;

урегулирование вопросов, связанных со сроками предъявления претензий в связи с недоставкой или нарушением сроков доставки печатных средств массовой информации;

определение порядка осуществления сбора, обработки, хранения и использования информации о персональных данных физических лиц — пользователей услуг почтовой связи, в том числе в трансграничном контексте;

обеспечение возможности использования почтовых ящиков национального оператора почтовой связи на территории Республики Беларусь другими операторами почтовой связи на договорной основе;

закрепление возможности установки на территории садоводческих товариществ, дачных кооперативов абонентских почтовых шкафов за счет этих товариществ, кооперативов для пользования адресатами, проживающими на их территории, услугами почтовой связи, то есть при наличии реальной потребности в получении таких услуг.

В двух чтениях депутаты приняли проект Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О ратификации Протокола к Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года», который был представлен Министром юстиции Республики Беларусь Слижевским О.Л. (докладчик) и членом Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству Сопиковой А.Н. (содокладчик).


Законопроект разработан в целях нормативного закрепления сложившегося на практике порядка взаимодействия уполномоченных органов Республики Беларусь с уполномоченными органами государств — участников Протокола к Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года, подписанного 28 марта 1997 года.


Согласно статье 5 Конвенции 1993 года в редакции Протокола компетентные учреждения юстиции Договаривающихся сторон взаимодействуют друг с другом через свои центральные, территориальные и другие органы, если только Конвенцией 1993 года не установлен иной порядок взаимодействия. Договаривающиеся стороны определяют перечень своих центральных, территориальных и других органов, уполномоченных на осуществление непосредственных взаимоотношений, о чем уведомляют депозитария.

В соответствии с Законом «О ратификации Протокола к Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года» Министерство юстиции определено одним из уполномоченных органов Республики Беларусь по осуществлению непосредственных контактов с центральными, территориальными и другими органами государств —участников Конвенции 1993 года.

Предлагается дополнить закрепленный в указанном Законе перечень уполномоченных органов Республики Беларусь по осуществлению непосредственного взаимодействия с центральными, территориальными и другими органами государств — участников Протокола следующими органами: главные управления юстиции областных и Минского городского исполнительных комитетов, органы, регистрирующие акты гражданского состояния.

Проект направлен на обеспечение надлежащего выполнения обязательств по развитию сотрудничества в области оказания учреждениями юстиции правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, принятых Республикой Беларусь по Конвенции 1993 года в редакции Протокола, в соответствии со статьей 37 Закона Республики Беларусь «О международных договорах Республики Беларусь».

Кроме того, депутатским корпусом были рассмотрены шесть законопроектов о ратификации международных договоров.

О проекте Закона «О ратификации Десятого дополнительного протокола к Уставу Всемирного почтового союза, Второго дополнительного протокола к Общему регламенту Всемирного почтового союза, Дополнительного протокола к Всемирной почтовой конвенции» доложила заместитель Министра связи и информатизации Республики Беларусь Гордеенко Н.М. (содокладчик — член Постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Дьяченко В.И.).


Десятый дополнительный протокол к Уставу Всемирного почтового союза, Второй дополнительный протокол к Общему регламенту Всемирного почтового союза, Дополнительный протокол к Всемирной почтовой конвенции были приняты на Внеочередном конгрессе, прошедшим с 3 по 7 сентября 2018 г. в г. Аддис-Абеба (Федеративная Демократическая Республика Эфиопия).

В соответствии с решениями, принятыми в ходе Конгресса, в акты Всемирного почтового союза внесены изменения и дополнения, касающиеся реформы Всемирного почтового союза и направленные на дальнейшее совершенствование структуры управления Всемирного почтового союза и почтового регулирования.

Десятый дополнительный протокол вносит изменения в Устав Всемирного почтового союза, в соответствии с которыми:

определяется, что Всемирный почтовый союз — это межправительственная организация;

разрешается региональным союзам направлять своих наблюдателей на мероприятия и заседания, организуемые Всемирным почтовым союзом;

определяется, что члены Совета почтовой эксплуатации выполняют свои функции от имени и в интересах Всемирного почтового союза.

Все изменения, предусмотренные во Втором дополнительном протоколе к Общему регламенту Всемирного почтового союза, в основном направлены на нормативное закрепление решения о реформе Всемирного почтового союза, а также о реформе системы, применяемой к взносам стран — членов Всемирного почтового союза. Вносятся изменения в статьи о составе и деятельности Административного совета и Совета почтовой эксплуатации, об организации сессий Административного совета и Совета почтовой эксплуатации. Кроме того, в структуру Всемирного почтового союза вводится новый орган — Координационный совет постоянных органов Всемирного почтового союза.

Дополнительным протоколом во Всемирную почтовую конвенцию внесены редакционные правки, а также изменения, направленные на получение возможности оказания в рамках отношений между назначенными операторами почтовой связи, которые приняли решение о представлении факультативных услуг, услуги по пересылке громоздких посылок.

Заместитель Министра транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Иванов А.Н. и член Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Мартынов И.Ф. проинформировали о проекте Закона «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Польша о содержании пограничных дорожных мостовых объектов на белорусско-польской государственной границе».


Данное Соглашение предлагается взамен ныне действующего Соглашения между Министерством строительства и эксплуатации автомобильных дорог Республики Беларусь и Генеральной дирекцией автомобильных дорог Республики Польша от 18 мая 1993 года.

Особенность пограничных мостов состоит в том, что от их технического состояния напрямую зависит функционирование пунктов пропуска через Государственную границу Республики Беларусь.

Предлагаемое Соглашение призвано обеспечить оптимизацию дорожного движения между Республикой Беларусь и Республикой Польша путем организации совместного содержания пограничных мостов на общих участках государственной границы, по месту расположения пунктов пропуска через Государственную границу.

Соглашение позволит урегулировать вопросы содержания пограничных мостов на общих участках государственной границы, обеспечит надлежащее их содержание и, как следствие, безопасность дорожного движения между обоими государствами.

Министр внутренних дел Республики Беларусь Шуневич И.А. доложил о проекте Закона «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Азербайджанской Республики о сотрудничестве в области миграции» (содокладчик — член Постоянной комиссии Палаты представителей по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации Баранник В.М.).


Соглашение, подписанное в г. Минске 19 ноября 2018 года, разработано Министерством внутренних дел Республики Беларусь совместно с Государственной миграционной службой Азербайджанской Республики в целях совершенствования системы обмена информацией в сфере миграции, координации совместных действий, направленных на регулирование и управление миграционными процессами, а также на борьбу с незаконной миграцией.


Соглашение обеспечит возможность обмена статистической, научно-методической и иной информацией, представляющей взаимный интерес, путем направления запросов об оказании содействия, обмена опытом по осуществлению контроля за соблюдением миграционного законодательства сторон, а также реализации мер по предупреждению и пресечению незаконной миграции.

И.А.Шуневич также выступил с докладом о проекте Закона «О ратификации Соглашения между Республикой Беларусь и Украиной о реадмиссии» (содокладчик — член Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству Власевич В.Э.).


Соглашение было разработано Министерством внутренних дел Республики Беларусь совместно с Государственной миграционной службой Украины в целях введения в действие согласованных норм, определяющих порядок передачи, принятия и возврата лиц, находящихся на территории государств в нарушение порядка въезда, выезда, пребывания и проживания иностранных граждан и лиц без гражданства, а также координации совместных действий, направленных на борьбу с незаконной миграцией.

Соглашением определены основания и порядок передачи и приема компетентными органами Республики Беларусь и Украины граждан сторон, а также третьих государств и лиц без гражданства, находящихся на территории одной из сторон в нарушение действующего в нем законодательства по вопросам въезда, выезда и пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства; содержание и порядок направления запросов о реадмиссии или транзите, осуществления данных процедур; компетентные органы, ответственные за реализацию Соглашения и распределение полномочий между ними; условия передачи лиц с сопровождением, в том числе в случае транзита граждан третьих государств и лиц без гражданства; порядок осуществления взаиморасчетов, связанных с выполнением Соглашения.


Заместитель Министра иностранных дел Республики Беларусь Шестаков Е.А. и заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам Шевцов Д.Е. выступили с докладами о проекте Закона «О ратификации Соглашения о внесении изменений в Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Черногории о взаимных поездках граждан от 30 сентября 2009 года».


Поправки в действующее Соглашение вносятся в целях упрощения режима взаимных поездок граждан Республики Беларусь и Черногории. В частности, предлагается отказаться от оформления документов, подтверждающих цель поездок (туристического ваучера, приглашения, медицинской справки и др.).

Е.А.Шестаков также доложил о проекте Закона «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Федерации Сент-Китс и Невис о взаимной отмене виз». В качестве содокладчика по этому вопросу выступил член Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам Милованов М.В.


Соглашением предусмотрено, что граждане государств сторон, являющиеся владельцами действительных документов, освобождаются от необходимости получения виз для въезда, выезда и транзита на территории государства другой стороны при условии, что продолжительность их непрерывного пребывания на территории данного государства не превышает 30 дней с даты их въезда. При этом общая продолжительность их пребывания на территории государства другой стороны не должна превышать 90 дней в течение одного календарного года.

В случае намерения граждан двух государств находиться непрерывно на территории государства другой стороны в течение периода свыше 30 дней, за исключением членов экипажей транспортных средств, выполняющих международные перевозки грузов и пассажиров, они обязаны получить визы в порядке, предусмотренном законодательством государства принимающей стороны.

Граждане государства одной стороны — владельцы действительных дипломатических и служебных (официальных) паспортов, назначенные на должности сотрудников дипломатических представительств, консульских учреждений или международных организаций, аккредитованных на территории государства другой стороны, освобождаются от необходимости получения виз для въезда, пребывания, выезда или следования транзитом по территории государства другой стороны в течение всего периода их назначения. Эта же норма применяется и к членам их семей, если они являются владельцами действительных дипломатических и служебных (официальных) паспортов.

В ходе заседания парламентариями был также принят к сведению Декрет Президента Республики Беларусь от 10 мая 2019 г. № 3 «О дополнительных мерах по борьбе с коррупцией». С докладом по этому вопросу выступил Генеральный прокурор Республики Беларусь Конюк А.В., с содокладом — член Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Атрощенко П.А.


Декретом Главы государства установлено, что не подлежат представлению к условно-досрочному освобождению или замене неотбытой части наказания более мягким наказанием лица, осужденные за совершение коррупционных преступлений. Для целей Декрета к коррупционным преступлениям относятся преступления, предусмотренные статьей 210, частями 2 и 3 статьи 235 (при совершении указанных преступлений должностным лицом с использованием своих служебных полномочий), статьями 424, 425, частями 2 и 3 статьи 426 (при совершении указанных преступлений из корыстной или иной личной заинтересованности), статьями 429 — 432, а также статьей 455 (при совершении указанных преступлений из корыстной или иной личной заинтересованности) Уголовного кодекса Республики Беларусь.


На заседании был рассмотрен кадровый вопрос. Парламентарии дали согласие на освобождение А.В.Ткачука от должности заместителя председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту, а также согласились с предложением комиссии назначить на эту должность депутата Филиппович Г.В.

Кроме того, парламентарии приняли решение о внесении изменения в состав Совета Палаты представителей: А.Н.Наумович был исключен из состава, а В.В.Ражанец — включена в состав Совета Палаты представителей.

31 мая 2019 года состоится совместное заседание Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь и Совета Республики.


 

Все новости
Главные новости
Все новости Законодательная деятельность Международная деятельность Общественно-политическая деятельность