Рус Бел Eng

Информационно-аналитическое управление

Почтовый адрес: 220010, Республика Беларусь, г. Минск,
ул. Советская, 11.

Факс:  +375 (17) 222-32-13
Тел.:    +375 (17) 222-64-75         

Электронная почта: inform@house.gov.by

24.05.2023

24 мая 2023 года состоялось совместное заседание Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, в ходе которого члены Правительства ответили на вопросы парламентариев.

С докладом на тему «О работе экономики на современном этапе развития» перед парламентариями выступил Первый заместитель Премьер-министра Республики Беларусь Снопков Н.Г.

Он отметил, что прошлый год стал испытанием на прочность. Санкции оказывали серьезное влияние на экономику страны. В этих условиях Правительство работало над выполнением двух базовых задач, поставленных Главой государства, — обеспечением устойчивой работы предприятий и минимизацией негативных последствий внешнего давления на граждан Беларуси.

Одновременно в тесном взаимодействии с Парламентом закладывалась основа для роста экономики и достижения задач, поставленных Президентом на Всебелорусском народном собрании.

В результате совместных усилий, несмотря на первоначальные оценки эффекта санкционного удара для экономики на уровне 20 процентов, фактически ВВП сократился в 2022 году на 4,7 процента.

В текущем году темпы роста ВВП восстанавливаются. За 4 месяца — 99,4 процента к уровню прошлого года. В «чистом» марте уже вышли на прирост в 0,8 процента, в апреле — 3,8 процента.

Причинами, которые не позволили в 2022 году и I квартале 2023 года обеспечить положительный экономический рост, стали прямые торговые ограничения, введенные отдельными западными странами, прекращение торговли с Украиной, транспортные и логистические ограничения, расчеты и финансовые барьеры.

Ключевым риском для экономики стало проседание экспорта. Прямые торговые санкции распространялись на 16 млрд. долл. США экспорта Беларуси. Для купирования указанного риска в течение 2022 года осуществлялась переориентация экспортных потоков, поиск путей доставки критических импортных товаров.

Правительство еженедельно контролировало выполнение поставленных задач по экспорту и производству по более чем 40 товарам (около 30 процентов экспорта товаров страны) и 70 крупнейшим предприятиям. Организован мониторинг поставок на рынки России, КНР, иных дружественных стран.

Антисанкционной группой и оперативно-ситуационным штабом выработано около 1000 точечных и отраслевых решений. Цель — обеспечение бесперебойной работы субъектов хозяйствования и наращивание экспорта.

В ответ на санкции приняты решения по запрету вывоза технологического оборудования; ограничению права продажи акций и долей иностранных компаний, чьи собственники из недружественных стран; по ограничению вывоза продовольствия (сахара, муки, круп, овощей и фруктов) в целях защиты и насыщения потребительского рынка; организации поставок критического импорта из Китая.

Совместно с Парламентом оперативно отработана правовая основа, позволяющая применять ответные меры на недружественные действия отдельных стран и сохранять стабильность внутри страны.

В результате удалось более чем на 80 процентов компенсировать потери на рынках стран Запада и Украины поставками в дружественные страны. Из 10 млрд. долл. США переориентировали 8,3 млрд. долл. Поставки в Россию выросли в 1,4 раза, или на 6,6 млрд. долл., и достигли рекордного объема — 50 млрд. долл. США. Этому способствовал высокий инвестиционный спрос в России на продукцию белорусского машиностроения и жесткий контроль Правительства за физическими объемами поставок. Одновременно благодаря реализации экспортной заявки в Китай поставки в эту страну увеличились в 1,8 раза, или на 700 млн. долл. США. В итоге, внешнеторговое сальдо — исторический рекорд для Беларуси — плюс 4,3 млрд. долл.

В текущем году наблюдается положительная динамика, в том числе благодаря расширению Правительством механизмов поддержки экспорта. На компенсацию льготных процентных ставок при экспортном кредитовании предусмотрено на 8 процентов больше, чем в 2022 году (306 млн. руб.), и в 1,8 раза больше, чем в 2021 году.

Введенная в мае 2022 года практика кредитования экспорта продовольственных товаров продолжена. Увеличены сроки возврата экспортных кредитов для предприятий, подверженных санкционному давлению. Экспортеры получили поддержку на сертификацию производства продуктов питания, что критически важно для выхода на азиатский рынок.

В результате принимаемых мер экспорт товаров и услуг в I квартале 2023 года достиг рекордного показателя за последние 10 лет, сохраняется положительное внешнеторговое сальдо. Поставки в Россию выросли почти на 60 процентов (на 2,2 млрд. долл.), в Китай — в 2,4 раза (на 403,8 млн. долл.). Объемы экспорта товаров с каждым месяцем текущего года увеличиваются по всем товарным группам за счет роста физических объемов на 13 процентов при снижении цен (на 0,3 процента).

В январе 2023 года экспорт составил 3,0 млрд. долл. США, в феврале — 3,2; в марте — 3,6. В I квартале 2023 года полностью компенсированы потери экспорта от влияния санкций (3,7 млрд. долл. экспорта против 3,1 млрд. долл. потерь).

Правительством поставлена задача по занятию ниш ушедших с российского рынка компаний. Мы увеличили свое присутствие по тракторам и седельным тягачам в 2 раза, прицепам — в 3 раза, холодильникам и морозильникам — в 1,6 раза. По ряду товаров молочной группы наша доля выше 90 процентов.

Потенциал наращивания экспортных поставок в Россию огромен. Сегодня больше половины экспорта в Российскую Федерацию поставляется всего в 5 регионов (Московская область, г. Москва, Смоленская область, г. Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Брянская область, Кемеровская область). Задача — расширить региональный охват поставок.

С КНР на текущий год по поручению Правительства отраслевыми министерствами и концернами отрабатывается экспортная заявка на сумму 2,2 млрд. долл. Половина — это продовольствие. За 3 месяца текущего года заявка выполнена практически на треть.

Несмотря на достигнутые результаты, риски во внешней торговле сохраняются и требуют повышенной концентрации на всех уровнях. Действие конъюнктурных факторов постепенно ослабевают, прежде всего на российском рынке — экспортные цены снижаются. При этом нарастает конкуренция со стороны Китая. В этой связи базовая задача — структурная трансформация работы промышленности для повышения ее конкурентоспособности на внешних рынках.

В условиях сохранения санкционного давления на все виды транспорта Правительством проведена работа по переориентации с прибалтийских и украинских портов на порты Российской Федерации. При 4 — 5 использовавшихся ранее портов для перевалки белорусских экспортных грузов сегодня используется порядка 20 портов.

Если за весь 2022 год вывоз железнодорожным транспортом товаров в порты Россию вырос в 3 раза, то за I квартал текущего года — уже в 5 раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Проработаны схемы доставки продукции ускоренными контейнерными поездами, в том числе в направлении Китая. Экспортные перевозки контейнеров с продукцией белорусских предприятий в Китай за 2022 год увеличились в 5 раз к аналогичному периоду 2021 года, за I квартал текущего года — более чем в 3 раза.

После введения Евросоюзом запрета для белорусских компаний на автомобильные перевозки грузов в пределах Евросоюза Правительством применены симметричные меры — запрещено движение европейского автотранспорта по нашей территории. Но для продолжения работы наших автоперевозчиков созданы 18 специально установленных мест для совершения перегрузки и перецепки транспортных средств. Если в первые дни перегружалось от 100 до 200 автомобилей, то на сегодняшний день в среднем за сутки — до 1,6 тысяч.

Проработаны транспортно-логистические схемы доставки экспортной продукции в направлении стран Центральной Азии, Азиатско-Тихоокеанского региона, а также с использованием международного транспортного коридора «Север — Юг».

Увеличено количество полученных разрешений иностранных государств по Азербайджану, Кыргызстану, Таджикистану, Турции и Узбекистану на осуществление международных автомобильных перевозок грузов на 2023 год. Продолжается работа по установлению безразрешительной системы с Арменией, Россией, Сирией, Таджикистаном и Узбекистаном.

В условиях запрета стран Евросоюза использовать их воздушное пространство, белорусская авиация летает по измененным маршрутам. Весь парк судов загружен. Авиакомпания Белавиа выполняет рейсы в 19 аэропортов девяти государств.

Принятые меры позволили за 2022 год увеличить экспорт услуг пассажирского воздушного транспорта в Турцию, Грузию и Россию в два раза, в Азербайджан — почти в три раза.

За три месяца 2023 года продолжился рост экспорта авиауслуг в Россию, Грузию (почти в 2 раза), в Турцию — в 2,2 раза, в ОАЭ — на 60 процентов.

Работа по донастройке логистических маршрутов продолжается. По поручению Главы государства прорабатывается вопрос строительства собственной портовой инфраструктуры в России.

Правительство совместно с Национальным банком существенно трансформировали работу финансовой инфраструктуры страны, что позволило нормализовать работу кредитных организаций и валютного рынка. За счет ранее выстроенной национальной платежной и расчетной инфраструктуры удалось избежать внешней блокировки торговых операций внутри страны. Между белорусскими банками используется система передачи финансовой информации (СПФИ) на базе Белорусского межбанковского расчетного центра. Расчеты в токсичных валютах — долларе США и евро снижены.

Цель на 2023 год — полностью отказаться от расчетов в долларах США и евро в торговле с Россией и другими странами ЕАЭС (остается порядка 8 процентов).

В Национальном банке создана рабочая группа по координации проведения внешнеэкономических расчетов. По указанию регулятора на уровне банков организованы рабочие группы, в задачи которых входит максимальное содействие предприятиям в проведении внешнеторговых платежей.

В условиях внешних ограничений для обеспечения экономики источниками финансирования по предложениям Правительства Главой государства принят ряд важнейших решений по финансовой поддержке экономики.

Докапитализированы государственные банки на 2,75 млрд. руб. За счет этих ресурсов поддержаны предприятия, наиболее пострадавшие от санкций, — это около 200 предприятий, где занято более 220 тыс. чел.

Подписанный Главой государства Указ № 93 позволил за счет размещения свободных бюджетных средств в депозиты в государственных банках и предоставления гарантий Правительства прокредитовать реальный сектор на сумму около 4,6 млрд. руб.

С согласия Главы государства расширены лимиты финансирования и направлено на кредитование экспорта более 3,6 млрд. руб., что почти в 1,8 раза больше, чем в 2021 году (2,0 млрд. руб.).

Увеличены объемы финансирования инфраструктуры в регионах на сумму более 1,0 млрд. руб., в том числе на объекты, финансирование которых было заморожено западными МФО.

В совокупности, в рамках решений Главы государства экономика поддержана на 12 млрд. рубл.

Благодаря этим шагам бизнес смог освободить ресурсы и направить их на перестройку своих товарных и логистических цепочек, адаптироваться к изменившимся условиям.

Оказанная поддержка позволила не допустить ухудшения финансового состояния предприятий. Рентабельность продаж по экономике в 2022 году сложилась на уровне 8,6 процента. Это максимум за последние 10 лет. По объему чистой прибыли в 2022 году сохранили уровень 2021 года (рост на 0,4 процента). За I квартал нарастили почти на четверть (24,8 процента). Доля убыточных организаций снизилась в 2022 году до минимального значения в 11,1 процента (в 2021 году — 12,4 процента).

В I квартале снижение продолжается. Количество убыточных организаций сократилось на 86 ед. или 7,4 процента, их убыток уменьшился более чем на четверть.

Объем выручки позволил предприятиям снизить долговую нагрузку и обеспечить своевременное обслуживание накопленных обязательств. Значения долговой нагрузки на уровне 50 процентов (50,7 процента) — это лучший показатель за последние 8 лет.

Решение оперативных задач по стабилизации экономики позволило продолжить в новых условиях достижение определенных Президентом национальных целей развития, национальных проектов, стратегических инициатив и государственных программ. При этом сохранена макроэкономическая и финансовая стабильность.

Вопреки санкциям вырос объем реинвестирования доходов иностранными инвесторами, что обеспечило порядка 70 процентов всех привлеченных в Беларусь прямых иностранных инвестиций (1,3 млрд. долл. США), что соответствует установившемуся уровню за последние годы.

Это позволило сбалансировать валютный рынок. За истекший год ослабление белорусского рубля к корзине валют составило 8 процентов, что ниже порогового значения индикатора экономической безопасности (10 процентов), что благотворно повлияло на инфляционные процессы.

Реализация поручения Президента по расширению ценового регулирования позволила существенно снизить инфляцию. При изначальном прогнозе 19 процентов годовая инфляция в 2022 году составила 12,8 процента. Текущее ее значение за четыре месяца составляет 4,7 процента. Беларусь и Российская Федерация продолжают удерживать лидирующие позиции по самым низким темпам инфляции среди стран-соседей.

Внутренний потребительский рынок насыщен. В продаже представлен широкий ассортимент товаров для покупателей с различным уровнем доходов. Мониторинг ситуации на потребительском рынке осуществляется на всех уровнях, начиная с ввоза товара в республику.

Обеспечена продовольственная безопасность в стране. Работа агропромышленного комплекса полностью обеспечивает внутренний рынок мясом, молоком, маслом растительным, сахаром, картофелем, овощами и бахчевыми культурами.

На фоне планомерного снижения господдержки, производство продукции с 2010 года выросло в 1,3 раза. В расчете на 1 га сельскохозяйственных земель в 2022 году бюджетные расходы составили 150 долл. США против 230 долл. в 2010 году. Результат — отдача на один рубль господдержки выросла более чем в 2,6 раза. Экспорт продовольствия за 2022 год вырос до 8,3 млрд. долл. Прирост за год — почти на четверть (на 24,2 процента).

В условиях санкционного давления и вызванного им инфляционного всплеска основным направлением работы Правительства стала поддержка доходов граждан Беларуси.

Сегодня ситуация на рынке труда стабильна. Безработица на рекордно низком уровне — 3,6 процента. В странах-соседях уровень безработицы за прошлый год сложился выше. В России — 3,7 процента, Литве — 6,1 процента, Латвии — 6,8 процента. Предприятия страны работают, обеспечивая занятость и выплачивая заработную плату своим работникам.

Ключевая задача Правительства в текущем году — создание условий для роста зарплат работников, снижения их оттока и сохранения трудовых коллективов.

В реальном секторе экономики в этих целях временно приостановлено обязательное условие для увеличения оплаты труда работников — опережающий рост производительности труда. Прибыльные организации смогут сформировать необходимый уровень зарплат и обеспечить ее реальное содержание. При этом, несмотря на временный порядок, значительных перекосов в соотношении показателей «производительность — зарплата» не фиксируется. Коэффициент их соотношения длительное время находится в пределах близких к единице (0,98 — 0,99), что свидетельствует о разумной и сдержанной политике в вопросах оплаты труда, проводимой руководителями организаций на местах. Принятые меры позволили уже к декабрю прошлого года выйти на положительные темпы роста реальной заработной платы — 100,6 процента (декабрь 2022 года к декабрю 2021 года).

В I квартале текущего года продолжается тенденция роста реальной заработной платы (в целом по экономике — 101,7 процента, по бюджетным организациям — 103,1 процента. Средняя заработная плата в январе — марте текущего года достигла 1 731 руб., что в долларовом эквиваленте равняется 627 долл. США. Это максимальное значение среднего дохода белоруса за последние 10 лет.

На постоянном контроле Правительства — поручение Президента по последовательному повышению оплаты низкоквалифицированного труда. Для этого с 1 января повышен размер минимальной заработной платы на 21 процент. Сегодня она составляет 554 руб.

Рост зарплаты работников бюджетной сферы будет обеспечен за счет поэтапного увеличения базовой ставки, а также с учетом имеющихся внутриотраслевых возможностей для точечного повышения зарплат отдельным категориям бюджетников (врачи, средний медперсонал, педработники, работники сфер соцобслуживания, культуры, спорта).

Значимое направление в социальной сфере — забота о людях старшего поколения. Планово повышаются пенсии. Если в декабре 2022 года средний уровень пенсии составлял 670 руб. (250 долл. США), то в мае с учетом последнего повышения средняя пенсия составит 705 руб. (плюс 21 процент к уровню мая 2022 года).

Для малообеспеченных граждан и оказавшихся в трудной жизненной ситуации поддержка продолжает оказываться в рамках системы государственной адресной социальной помощи. За 2022 год ее получили более 273 тыс. чел. на сумму около 134 млн. руб.

Социальное обслуживание в стране осуществляют 146 территориальных центров и 92 дома-интерната. Проводимая работа позволяет обеспечить 100-процентный охват обратившихся и имеющих право на получение государственной социальной помощи гражданам, которым предоставлена государственная социальная защита.

Принято решение о дополнительной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны и лиц, пострадавших от ее последствий. В канун 9 мая 2023 года материальную помощь получили 9,9 тыс. чел. на сумму около 10 млн. руб. (от 850 до 2000 руб.).

Сохранена и расширена программа семейного капитала, которая доказала свою эффективность и востребованность. За период ее реализации (с 2015 года) многодетными семьями открыто более 125 тыс. депозитных счетов (в I квартале 2023 года — 3,1 тыс.). Всего начислено на вклады около 1 млрд. руб. Принято более 67 тыс. решений о досрочном распоряжении средствами семейного капитала (в I квартале 2023 года — 2,8 тыс.), большинство из них — на улучшение жилищных условий. Перечислено на досрочное распоряжение 327 млн. руб. Теперь родители могут оплатить образовательные и медицинские услуги, улучшить жилищные условия.

Ежегодно многодетные семьи получают единовременную материальную помощь на каждого учащегося для подготовки к школе. С 2022 года установлен единый размер материальной помощи — 30 процентов бюджета прожиточного минимума, действующего на 1 августа календарного года. Выплата предоставляется независимо от дохода семьи.

Правительством и облисполкомами выполняются данные Президентом поручения по решению наиболее чувствительных для населения вопросов — созданию инфраструктуры в регионах, улучшению качества дорог, работы учреждений здравоохранения и служб ЖКХ.

В 2022 году введено в эксплуатацию более 30 объектов здравоохранения. В текущем году работа в этом направлении продолжается. Осуществляется строительство (реконструкция) 53 объектов здравоохранения, из них 17 поликлиник. Продолжается реализация государственного профилактического проекта «Здоровые города и поселки», в который вовлечены 202 населенных пункта из всех регионов республики. Введены в эксплуатацию 11 аппаратов компьютерной томографии, 8 аппаратов магнитно-резонансной томографии, 4 ангиографических аппарата.

В 2022 году завершено строительство 12 детских садов. В текущем году продолжается строительство (реконструкция) 9 детских садов и 10 учреждений общего среднего образования.

Открыты для посещения плавательный бассейн в Глубоком, спортивные комплексы в Чашниках и Молодечно, ФОК в Старых Дорогах. Еще 12 физкультурно-оздоровительных комплексов, 5 бассейнов, 23 спортивных объектов продолжают строится.

Построено 166 станций обезжелезивания и 11 водозаборных скважин, реконструировано 7 очистных сооружений сточных вод.

Отремонтировано более 800 км республиканских дорог. Введены объездные дороги г.п. Мир и г. Гомеля, подъезд к г. Минску (со стороны Шабанов), мосты через реки (Западная Двина, Каспля, Ясельда, Дрисса), 2 295 км дорог, 3653 п.м. дорожных сооружений.

На 2023 год существенно увеличены объемы финансирования инфраструктурных проектов. В рамках Госинвестпрограммы будут профинансированы объекты на сумму около 1,2 млрд. руб. Особое внимание будет направлено на повышение качества инфраструктуры в регионах.

Главой государства поддержана инициатива Правительства расширить объемы финансирования инфраструктурных объектов в рамках региональных инвестиционных программ с первоначальных 1,7 млрд. руб. до 2,9 млрд. руб. Будет профинансировано более 200 объектов водоснабжения и водоотведения, здравоохранения, образования, реконструкция дорог и мостов. Созданы финансовые инструменты для дополнительного инвестирования еще на 1,3 млрд. рублей.

Продолжалось решение жилищных вопросов. В прошлом году целевой показатель по строительству выполнен — введено в эксплуатацию 4,2 млн. кв. метров. Более 26,8 тысяч семей получили жилье и улучшили свои жилищные условия, из них 11,2 тысячи — многодетные семьи (134,8 процента от годового задания). Направление на улучшение жилищных условий получили более 10 тысяч многодетных семей. На 16,6 процента к уровню 2016 г. сократилось число граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (586,9 тысяч в 2022 году).

Важнейшим элементом жилищного строительства является государственная поддержка. Доля такого жилья увеличилась с 15 процентов в 2017 году до 33 процента в 2022 году. C господдержкой в прошлом году было построено 1,4 млн. кв. м.

Стоимость квадратного метра по жилью, строящемуся с господдержкой, не превышает уровень средней заработной платы. (коэффициент соотношения за I квартал 2023 года — 0,8).

Активно развивается рынок индивидуального жилья на основе малоэтажного домостроения. Ежегодно его доля в общем строительстве жилья составляет более 40 процентов, в I квартале 2023 года — 56,7 процента.

Растет рынок арендного жилья — в 2022 году введено 151,3 тыс. кв. м., или 174,1 процента от задания. Дополнительно на финансирование данного направления по поручению Главы государства выделен 1,0 млрд. руб.

В числе задач, которые предстоит решить в 2023 году Первый заместитель Премьер-министра выделил обеспечение устойчивой работы реального сектора экономики, проведение проактивной инвестиционной политики государства, повышение эффективности используемого капитала.

В работе реального сектора сохраняется мобилизационный подход. Выстроен жесткий контроль за производством, экспортом, снижением затрат и рентабельностью. Доведены детальные матрицы задач с еженедельным контролем доведенных заданий в натуральных величинах (наращивание производства через конкретные товарные позиции). Например, планируется произвести 50 тыс. тракторов, холодильников — 850 тыс. ед., грузовиков — 6 800 ед., шин – 4,3 млн. шт. И таких товарных групп 43, их доля в добавленной стоимости промышленности — 20 процентов.

Аналогичный подход по экспорту. Доведены задания по более чем 40 товарным позициям. Их доля в экспорте товаров страны — порядка 40 процентов. Например, планируется продать на внешние рынки 1,3 тыс. автобусов, 26,5 тыс. легковых автомобилей, почти 24 млн. кв. м. плитки керамической, сыра и творога — 313,5 тыс. тонн.

Российский рынок в 2023 году останется ключевым. Поставлена предметная задача по диверсификации экспорта. Темп роста экспорта в Азию — 106,5 процента к 2022 году, Африку — 110 процентов, КНР — 115 процентов.

Сохраняется контроль за показателями эффективности — параметры по затратам и рентабельности доведены через целевой план до отраслей и предприятий.

Одна из проблемных зон экономики — инвестиции. Два года подряд отмечался отрицательный тренд. Результаты I квартала — 97,2 процента при задании 103,8 процента. При этом в целом по стране отмечается положительная тенденция — темп роста инвестиций в марте 2023 года по отношению к февралю 2023 года составил 130 процентов.

Весь прошлый год Правительство отрабатывало поручение Главы государства о реализации в текущей пятилетке в каждом районе как минимум одного инвестиционного проекта. Каждый район мог самостоятельно разработать и внести проект для реализации на своей территории.

Изначально был утвержден перечень из 129 проектов. По предложению областей он открытый и может быть расширен. В итоге на сегодняшний день в перечне уже 156 инвестпроектов по принципу «Один район — один проект». Добавили 27 проектов.

Отдельно отработан вопрос финансирования импортозамещающих инвестиционных проектов. Создание собственного производства и обеспечение технологического суверенитета — приоритетная задача.

Запланирована реализация 53 импортозамещающих проекта. Реализация только этих проектов позволит произвести продукции после выхода на проектную мощность на сумму порядка 1,0 млрд. долл. Предполагаемое замещение импорта составит около 500 млн. долл.

Кредитные источники и для региональных, и для импортозамещающих проектов определены, ставка — не более 8 процентов. Единственное требование — окупаемость и возвратность ресурсов. Для выполнения этого требования введен фильтр финансово-экономической экспертизы банков.

Продолжается работа по 16 интеграционным проектам (на сумму более 70 млрд. росс. руб., в том числе средства российского кредита — 55,7 млрд. росс. руб.). Это проекты по производству автокомпонентов и комплектующих, продукции микроэлектроники, лесозаготовительной техники и др. Их бизнес-планы подвергаются детальной отработке для обеспечения эффективной реализации.

Запущена масштабная программа по строительству в каждой области 10 молочнотоварных комплексов. На эти цели выделено 680 млн. руб. На 19 объектах освоение ресурсов уже началось.

Разрабатывается новый финансовый инструмент для инвесторов под перспективные проекты в регионах, сочетающий как банковское финансирование, так и бюджетные трансферты. Размер таких трансфертов будет варьироваться от 10 до 35 процентов капитальных затрат по проекту в зависимости от уровня развития региона (принцип «Чем слабее регион, тем больше поддержка»).

Проектом Указа предусмотрено предоставление бюджетных трансфертов по инвестиционным проектам, прошедшим госэкспертизу и выполняющим требования по высокой производительности труда и влиянию на развитие всего региона. По таким проектам инвестору из республиканского бюджета будут предоставлены бюджетные трансферты в три этапа: после ввода объекта в эксплуатацию; после выхода на проектную мощность; после выполнения требований проекта Указа по уровню добавленной стоимости.

Основная задача в 2023 году — осуществить переход от ситуационно-адаптационной решений к долгосрочному развитию и повысить отдачу от используемого капитала и конкурентоспособность экономики.

Для этого необходима централизация работы государственных предприятий с целью повышения эффективности экспорта в таких отраслях, как сельхозмашиностроение, легкая промышленность, деревообработка и другие. В целом — жесткая управленческая вертикаль с единым центром принятия решений. Результатом этой работы должна стать существенная оптимизация затрат и снижение себестоимости, повышение конкурентоспособности и капитализации государственных активов, усиление экспортной экспансии и устойчивое положение на внешних рынках.

Второе — углубленная переработка отечественного сырья. Необходимо экспортировать конечный продукт. В настоящее время министерства и концерны вырабатывают стратегии по углублению переработки сырья (молоко, дерево, лен, рапс, торф и др.).

Третье — разработка минерально-сырьевой базы. В республике имеются возможности организовать новые производства АБС-пластиков, кальцинированной соды, в перспективе и ПВХ на имеющейся технологической и сырьевой базе. Сегодня эти товары востребованы в машиностроении, металлургической, строительной и других отраслях. Ежегодно их импорт составляет порядка 200 — 220 млн. долл. США.

Реализация проектов создает потенциальные возможности для получения широкого ряда промежуточных и дополнительных товарных продуктов поликарбоната, стирола, ацетона, фенола бисфенола А, каустической соды, хлора, водорода, бензола, этилбензола, пищевой соды. Это позволит расширить и диверсифицировать товарную корзину нефтехимического комплекса, вовлечь в хозяйственную деятельность ранее неиспользуемые месторождения полезных ископаемых, создать крупное промышленное производство в Ельском районе на юге Гомельской области, эффективно использовать вырабатываемую БелАЭС электроэнергию. Эти задачи включаются в Стратегию развития нефтехимического комплекса до 2030 года.

Четвертое — сопряжение промышленных интересов с Китаем. Подписана комплексная стратегия совместного развития Республики Беларусь и КНР, направленная на выработку подходов по сопряжению промышленных политик двух стран. Ключевая задача — не допустить технологического отставания.

Пятое — кооперация малого и среднего бизнеса с крупными госпредприятиями. Цель — концентрация на импортозамещении для повышения локализации продукции. В пилотном режиме отработаны механизмы заключения кооперационных контрактов малых и средних производств с крупными флагманами на базе Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей. В результате в 2022 году заключено около 200 кооперационных импортозамещающих контрактов на сумму 7,6 млн. долл. США.

Масштабирование кооперации с соответствующими мерами поддержки и расширение использования белорусской промышленной продукции позволят увеличить локализацию и задействовать потенциал частных предприятий, которые обладают уникальными для страны компетенциями. Задача — поддержать предприятия, которые кратно способны увеличить производство и заместить на внутреннем рынке импортные товары.

Далее Первый заместитель Премьер-министра ответил на вопросы депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.

Депутат Гайдукевич О.С. поинтересовался, насколько Правительство готово к введению новых санкций со стороны ЕС и других недружественных стран.

Депутат Насеня А.В. спросил, когда планируется представить на рассмотрение проект Постановления Совета Министров, определяющего перечень видов деятельности для индивидуальных предпринимателей и других субъектов малого бизнеса.

Депутат Шипуло А.В. задал вопрос, касающийся страхования деятельности малого бизнеса.

Депутат Хлобукин И.К. попросил Н.Г.Снопкова высказать свое мнение о том, насколько эффективны предпринимаемые меры по увеличению доли товаров отечественных производителей в крупных торговых сетях и поддержке национальных производителей.

Депутат Машкаров А.В. спросил о перспективах реализации проекта модернизации дороги М 10, и каковы вообще планы развития государственно-частного партнерства при реализации инфраструктурных проектов.

Далее на вопросы парламентариев отвечали члены Правительства.

Так, депутат Вабищевич П.А. задал вопрос Министру антимонопольного регулирования и торговли Богданову А.И. о тарифах на электроэнергию в домах с различным видом отопления и поинтересовался, есть ли в планах Министерства пересмотреть эти тарифы.

Депутат Широкая В.В. спросила у А.И.Богданова, какие меры предпринимаются для снятия ограничений для белорусских субъектов хозяйствования при участии в процедурах госзакупок в Российской Федерации.


Депутат Бегеба В.К. обратилась к Министру по налогам и сборам Республики Беларусь Наливайко С.Э. с просьбой проинформировать о предварительных результатах от введения налога на профессиональный доход, качественном составе плательщиков и размере дохода, полученного в бюджет от введения этого налога.

Депутат Карась Д.Н. спросил у Министра связи и информатизации Республики Беларусь Шульгана К.К. о результатах внедрения системы оценки качества сотовой связи «Хваля» и перспективах развития стандарта 5Gв Беларуси.

Депутат Любецкая С.А. обратила внимание К.К.Шульгана на недостатки в работе государственной единой (интегрированной) республиканской информационной системы учета и обработки обращений граждан и юридических лиц и спросила, на какой стадии находится разработка регламентирующих функционирование данной системы документов.

К Министру юстиции Республики Беларусь Хоменко С.Н. обратился депутат Давыдько Г.Б. с вопросом о том, как идет регистрация и перерегистрация политических партий в соответствии со вступившими в силу изменениями в законодательство о политических партиях.

Депутат Омельянюк А.П. поинтересовался у С.Н.Хоменко о сроках внесения в Палату представителей проекта Закона, регламентирующего процедуры ликвидации и создания субъектов хозяйствования.

Депутат Назаренко В.А. задала вопрос Председателю Государственного таможенного комитета Республики Беларусь Орловскому В.Н., сохранится ли возможность рассрочки при уплате таможенных платежей при перерегистрации индивидуальных предпринимателей в юридическое лицо.


Депутат Михалюк П.Р. поинтересовался у первого заместителя Министра труда и социальной защиты Республики Беларусь Павлюченко Н.В., как реализуется новый механизм обеспечения своевременной выплаты заработной платы в рамках реализации Указа Президента Республики Беларусь от 9 января 2023 года № 3 «О мерах по обеспечению своевременной выплаты заработной платы».

Депутат Подлужная Л.Б. спросила у Н.В.Павлюченко, планируется ли увеличение базовой ставки для работников бюджетной сферы до конца 2023 года.


Депутат Тавтын И.П. попросил первого заместителя Министра финансов Республики Беларусь Кийко Д.Н. рассказать о том, как идет исполнение республиканского бюджета на 2023 год.

Депутат Брич Л.Г. задал вопрос первому заместителю Министра экономики Республики Беларусь Чеботарю Ю.А., какие меры предпринимаются по реформированию деятельности садовых товариществ.

Депутат Дик С.К. спросил у Ю.А.Чеботаря, какие регионы и дружественные страны проявляют интерес к развитию инвестиционного сотрудничества с Беларусью.

Депутат Давыдько Г.Б. задал вопрос первому заместителю Министра экономики, какие существуют механизмы по сохранению экономического суверенитета в рамках развития сотрудничества с КНР.


Депутат Чернявская Ж.Н. обратилась с вопросом к первому заместителю Председателя Государственного комитета по имуществу Бровкину П.Н. о том, как идет реализация обновленного законодательства в сфере земельных отношений.

Депутат Поконеченый П.Л. спросил у П.Н.Бровкина о том, как решается проблема, связанная с ремонтом мостов в сельской местности.

Депутат Гайдукевич О.С. поинтересовался у заместителя Министра иностранных дел Республики Беларусь Амбразевича Ю.Г. о целесообразности приглашения на предстающую электоральную кампанию наблюдателей от государств и международных организаций, занимающих враждебную позицию по отношению к нашей стране.

Всего в ходе заседания депутаты Палаты представителей и члены Совета Республики задали 27 вопросов.
  
Все новости
Главные новости
Все новости Законодательная деятельность Международная деятельность Общественно-политическая деятельность

220010, Республика Беларусь, г. Минск, ул. Советская, 11

Отдел по организации работы с документами
Тел.: (017) 222 32 62
Факс: (017) 327 37 84
E-mail: kc1@house.gov.by

Отдел по работе с обращениями граждан и юридических лиц
Тел.: (017) 222 62 52
          (017) 222 63 58

Направить электронное обращение в адрес Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь и ее Секретариата вы можете здесь

Пресс-служба
Тел./Факс: (017) 222 64 75
E-mail: inform@house.gov.by