Информационно-аналитическое управление

Почтовый адрес: 220010, Республика Беларусь, г. Минск,
ул. Советская, 11.

Факс:  +375 (17) 222-32-13
Тел.:    +375 (17) 222-64-75
             +375 (44) 755-22-94

Электронная почта: inform@house.gov.by

27.11.2012

27 ноября 2012 года в Овальном зале Дома Правительства состоялся семинар депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики на тему «Законотворческий процесс в Республике Беларусь».

 

В работе семинара приняли участие представители Администрации Президента Республики Беларусь, руководители и специалисты Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь, ГУ «Научно-практический центр проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Республики Беларусь», представители Конституционного Суда Республики Беларусь, Национального центра правовой информации Республики Беларусь, руководители и работники секретариатов Палаты представителей и Совета Республики.

 

Во вступительном слове Председатель Палаты представителей Андрейченко В.П. отметил, что это мероприятие открывает цикл семинаров по изучению практики применения законодательства и взаимодействия с местными органами власти. Необходимость его проведения продиктована традиционностью такой формы работы, а также  обновлением составов палат Парламента. В Национальное собрание Республики Беларусь пришли, несомненно, профессионалы, грамотные и квалифицированные специалисты, подчеркнул В.П.Андрейченко, но законодательная деятельность имеет свою специфику, а потому только овладение полным  набором специальных знаний и навыков позволит поднять качество законодательной деятельности на высокий уровень, обеспечить реальную и длительную стабильность законодательства.

 

По словам В.П.Андрейченко, максимально быстро постичь специфику законотворческого процесса, освоить соответствующую нормативно-правовую базу необходимо также для эффективной работы над законопроектами и для реализации депутатским корпусом, Советом Республики конституционного права законодательной инициативы.

 

 

Председатель Палаты представителей сделал акцент на эффективном взаимодействии всех субъектов законотворческого процесса как необходимом условии обеспечения качества принимаемых законов. Такое взаимодействие особенно важно на стадии разработки законопроектов. Кроме того, В.П.Андрейченко обратил внимание на целесообразность проведения совместных заседаний постоянных комиссий палат Парламента, а по наиболее значимым вопросам — совместных заседаний Совета Палаты представителей и Президиума Совета Республики.

 

Приветствуя участников семинара, Заместитель Главы Администрации Президента Республики Беларусь Мицкевич В.В. отметил, что проводимый семинар имеет первостепенное значение именно для депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального собрания, поскольку законотворчество — это главная сфера, где Парламент нового созыва может и должен завоевать себе авторитет в обществе. По словам В.В.Мицкевича, законодательная деятельность — это процесс, который остро реагирует на любые социальные, политические и иные изменения в обществе. Усложнение общественных отношений и, как следствие, законодательной деятельности требует значительного повышения профессионализма как парламентариев, так и работников аппарата Парламента, Правительства, Администрации Президента, Национального центра законодательства и правовых исследований, других государственных органов и организаций, непосредственно связанных с процессом подготовки тех или иных законодательных решений. В.В.Мицкевич считает, что этот семинар призван восполнить существующие пробелы в правотворческой практике, придать импульс более глубокому изучению проблем законотворчества в Республике Беларусь.

 

 

О процессе подготовки проектов законов участников семинара проинформировал директор Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь Ипатов В.Д. Он рассказал о задачах и значении закона, об основных стадиях законотворческого процесса — планировании подготовки проектов законов; законодательной инициативе; подготовке проектов законов; рассмотрении проектов законов палатами Парламента; подписании законов Президентом Республики Беларусь; включении законов в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь; опубликовании законов. Кроме того, В.Д.Ипатов остановился на проблемах, которые, по его мнению, оказывают негативное влияние на процесс подготовки законопроектов и требуют совместного обсуждения и принятия решений по их исключению из практики. Это и множественность правового регулирования, когда однозначные общественные отношения регулируются нормативными правовыми актами различного уровня, и нестабильность отдельных отраслей законодательства, требующая внесения изменений в кодексы и законы, и недостаточно полное использование «пакетного» принципа подготовки проектов законов, заключающегося в одновременной подготовке как основного законопроекта, предусматривающего внесение изменений в законы, так и актов более низкого уровня. В.Д.Ипатов выразил уверенность, что решению многих из перечисленных проблем будет способствовать активное участие всех субъектов законотворческого процесса как непосредственно в подготовке и принятии проектов законов, так и при разрешении проблемных вопросов, связанных с осуществлением в целом законотворческой деятельности.

 

Заместитель директора Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь Подрезенок Г.П. подробно остановилась на одной из стадий процесса создания законов — планировании подготовки законопроектов, охарактеризовала его цели, задачи и технологию. В докладе названы и прокомментированы причины отклонения предложений о включении законопроектов в план, приведены примеры из практики. Г.П.Подрезенок обозначила основные направления совершенствования деятельности по планированию, которыми являются обоснованность и стабильность планов.

 

Директор ГУ «Научно-практический центр проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Республики Беларусь» (НПЦ) Хомич В.М. в своем выступлении затронул вопросы законотворческого процесса в целом и криминологической экспертизы законопроектов в частности. Наряду с вопросами проведения криминологической экспертизы он остановился на критериях оценки проектов законов на криминогенность, результатах выборочного криминологического мониторинга, осуществляемого НПЦ, способах предупреждения коррупционных и иных негативных последствий принятия правового акта.

 

О порядке рассмотрения и принятия законопроектов Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь рассказал председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту Зозуля А.И. В докладе были четко обозначены стадии прохождения законопроекта в Палате представителей и указаны их особенности. Особое внимание было обращено на правила, которые необходимо соблюдать при направлении в головную комиссию поправок по проектам законов.

 

С порядком рассмотрения законопроектов Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь участников семинара ознакомила начальник Главного экспертно-правового управления Секретариата Совета Республики Карпович Н.А., рассказав об особенностях, присущих этой стадии законодательной деятельности. В докладе нашли отражение также вопросы работы согласительных комиссий в случае отклонения проекта закона Советом Республики.

 

Заместитель Председателя Конституционного Суда Республики Беларусь Сергеева О.Г. в своем выступлении раскрыла сущность и особенности обязательного предварительного конституционного контроля, осуществляемого Конституционным Судом, указала на проблемы конституционного правосудия и назвала пути их решения. Свое выступление Сергеева О.Г. проиллюстрировала решениями Конституционного Суда по конкретным законам, конституционной судебной практикой зарубежных стран.

 

Директор Национального центра правовой информации Республики Беларусь Гаев А.А. свое выступление посвятил информационно-правовому обеспечению законодательной деятельности в Республике Беларусь. Он подробно раскрыл содержание информационного обеспечения процесса нормотворчества, рассказал о возможностях Эталонного банка данных правовой информации Республики Беларусь и информационно-поисковой системы «Эталон». А.А.Гаевым были даны конкретные рекомендации для информационного обеспечения процесса публичного обсуждения проектов законов.

 

В ходе семинара депутаты Палаты представителей задали выступающим более 20 вопросов.

 

В частности, заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам Бусько В.Л. высказал мнение о необходимости приглашать на совещания, где обсуждаются вопросы планирования подготовки законопроектов на следующий календарный год, депутатов, которые инициируют соответствующие законопроекты. По словам В.Л.Бусько, участие депутатов в таких совещаниях тем более важно, если речь идет об отклонении или отзыве документа. В настоящее время практикуется лишь направление уведомления.

 

Вопрос председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по аграрной политике Щетько В.В. касался несоответствия предписаниям законодательства об оружии отдельных требований, которые в последнее время предъявляются к охотникам местными властями, например об обязательном заключении договора с департаментом охраны МВД.

 

Заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту Журавская В.И. обратилась с вопросом о причинах отзыва законопроекта «Об обращении с животными», который был инициирован депутатами.

 

Член Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Бороденя В.А. поинтересовался, является ли обязательной финансово-экономическая экспертиза законопроектов, в чью компетенцию входит ее проведение и как при подготовке республиканского и местных бюджетов учитывается принятие законопроектов.

 

В завершение работы семинара Заместитель Главы Администрации Президента Республики Беларусь Мицкевич В.В. обратил внимание законодателей на основные направления работы Парламента пятого созыва, которые были обозначены Главой государства на заключительном совместном заседании Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания четвертого созыва. В частности, он подчеркнул, что принимаемый закон должен идти от жизни, делать жизнь человека проще и комфортнее. Необходимо обеспечить согласованность в работе не только парламентариев, но и государственных органов: Администрации Президента Республики Беларусь, Совета Министров, НЦЗПИ. Все существенные вопросы следует обсуждать и решать на начальных стадиях работы с законопроектом. Кроме того, законотворчество должно быть максимально открытым для граждан, необходимо шире внедрять в практику работы законодательного органа процедуры публичного обсуждения, идти в народ, прямо разговаривать с людьми и учитывать их мнение. При работе над законопроектами недопустима погоня за сроками и количеством.

 

По мнению В.В.Мицкевича, отметившего высокий уровень докладов и активное участие парламентариев в обсуждении соответствующих тем, проведенный семинар станет еще одним шагом на пути дальнейшего совершенствования законотворчества в Республике Беларусь.

 

Подводя итоги семинара, Председатель Палаты представителей Андрейченко В.П. выразил уверенность, что у парламентариев сформировалось четкое представление не только о всех стадиях законотворческого процесса, но и о том грузе ответственности, который лежит на каждом из них. Он также отметил, что в ходе семинара был высказан ряд интересных предложений, которые необходимо учесть при разработке нового Регламента Палаты представителей и подготовке к первому чтению проекта Закона «О правовых актах Республики Беларусь». В.П.Андрейченко подчеркнул, что проведенный семинар завершает ряд подготовительных мероприятий, необходимых парламентариям для полноценного включения в законодательную деятельность. По его словам, полученная информация должна стать не только фундаментом, но и стимулом к их активной ответственной деятельности.

 

С другими материалами семинара вы можете ознакомиться здесь.

 

 

Все новости
Главные новости
Все новости Законодательная деятельность Международная деятельность Общественно-политическая деятельность