Рус Бел En
25.07.2018

РЕКОМЕНДАЦИИ по итогам круглого стола на тему «Международно-правовая практика работы с иностранными инвесторами и возможности улучшения инвестиционной привлекательности Республики Беларусь»

26 июня 2018 года Постоянной комиссией Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по международным делам проведено на базе ЗАО «Штадлер Минск» заседание круглого стола на тему «Международно-правовая практика работы с иностранными инвесторами и возможности улучшения инвестиционной привлекательности Республики Беларусь».

В мероприятии приняли участие депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики, представители республиканских органов государственного управления, международных и общественных организаций, бизнес-сообществ и субъектов хозяйствования Республики Беларусь.

Участники круглого стола ознакомились с практическим опытом работы ЗАО «Штадлер Минск», другими примерами успешного вложения иностранных инвестиций в экономику Беларуси, обсудили предложения по повышению инвестиционной привлекательности нашей страны, а также совершенствованию законодательства Республики Беларусь в области внешнеэкономической деятельности.

Отмечено, что Республика Беларусь обладает высоким потенциалом привлечения прямых иностранных инвестиций и целым рядом преимуществ, привлекательных для инвесторов. Наша страна граничит с ЕС, а членство Беларуси в ЕАЭС гарантирует инвестору выход на 182-миллионный рынок потребителей. Республику Беларусь отличают социально-политическая стабильность, значительный человеческий потенциал, высокий уровень образования и трудолюбие народа (наша страна находится в группе стран с высоким уровнем человеческого развития по классификации ООН).

В стране действуют прогрессивное инвестиционное законодательство, гарантирующее равные условия ведения бизнеса для иностранных и национальных инвесторов, а также около 60 двусторонних соглашений о защите инвестиций. Наша страна занимает 38-е место согласно рейтингу Всемирного банка DoingBusiness— 2018 по условиям ведения бизнеса и предпринимает серьезные усилия для дальнейшего их улучшения. В последнее время много сделано для поддержания макроэкономической стабильности, активизации предпринимательской и инвестиционной активности. Принят ряд законодательных решений, в том числе Декрет Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства», которые стали основой для поступательного совершенствования нормативной правовой базы в этой области. Действует Консультативный совет по иностранным инвестициям при Совете Министров Республики Беларусь.

Беларусь является членом Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций. В Беларуси существует развитая и эффективная транспортная система, позволяющая сократить расходы на логистику, защищены права интеллектуальной собственности. Успешно действуют преференциальные режимы для осуществления инвестиций. Одни из них предназначены для содействия развитию регионов страны в целом без привязки к определенным видам деятельности. Это реализовано через особый режим создания компаний в сельской местности и малых городах, институт инвестиционных договоров с Беларусью. Другие нацелены на стимулирование высокотехнологичных и экспортно ориентированных производств. Для этой цели функционируют свободные экономические зоны, Китайско-Белорусский индустриальный парк «Великий камень» и Парк высоких технологий.

Вместе с тем внутренний инвестиционный потенциал экономики Беларуси используется для привлечения инвестиций не в полной мере. В этой связи особую актуальность для нас приобретает проблематика привлечения внешних инвестиций и улучшения инвестиционной привлекательности экономики нашей страны.

С учетом состоявшегося обсуждения в целях повышения инвестиционной привлекательности Республики Беларусь, использования положительного международного опыта работы с иностранными инвесторами парламентариям и заинтересованным государственным органам Республики Беларусь рекомендуется:

Определить работу по привлечению прямых иностранных инвестиций в качестве одного из важнейших приоритетов нашей экономической политики.

Оценивать работу местных органов власти по развитию экономики региона с учетом объема привлеченных прямых иностранных инвестиций на чистой основе и уставных фондов предприятий с иностранным капиталом.

Усилить контроль за разработкой стратегии привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь до 2035 года, включающей в том числе меры стимулирования инвестиционной деятельности, защиты и государственной поддержки инвестиций, развития венчурного инвестирования, инновационной активности субъектов хозяйствования и др.

Осуществлять системную работу, в том числе по соответствующему информационному обеспечению, с целью повышения места Беларуси в рейтингах странового риска международных рейтинговых агентств.

Особое внимание уделить анализу зарубежного опыта в целях стимулирования привлечения иностранных инвестиций, а также совершенствования инвестиционного законодательства Республики Беларусь.

На системной основе проводить опросы коммерческих организаций с иностранными инвестициями и представительств об изменениях инвестиционного климата с тем, чтобы согласовывать интересы государства и иностранного бизнеса при совершенствовании инвестиционной политики, выработке рекомендаций по улучшению условий работы в Республике Беларусь и повышению инвестиционной привлекательности страны.

Активизировать работу постоянного комитета при Консультативном совете по иностранным инвестициям при Совете Министров Республики Беларусь и его рабочих органов, в том числе информационно-аналитической составляющей его деятельности, инициирования и подготовки проектов нормативных правовых актов, включая проекты актов, вносящие изменения в действующее законодательство, в сферах инвестиций и государственно-частного партнерства.

Продолжить совершенствование механизмов работы ГУ «Национальное агентство инвестиций и приватизации» по принципу «одно окно» для инвесторов. На основании анализа международного опыта деятельности аналогичных организаций наделить это агентство соответствующими полномочиями в области выхода инвесторов на белорусский рынок; определить преференции для инвесторов, сотрудничающих с этим агентством, при планировании и реализации инвестиционных проектов и проектов государственно-частного партнерства.

Шире привлекать к подготовке ежегодного плана мероприятий по совершенствованию инвестиционного климата в Республике Беларусь представителей бизнес-сообществ и субъектов хозяйствования Республики Беларусь. Обратить внимание на возможность внесения в Министерство экономики Республики Беларусь в течение года предложений по актуализации мероприятий, направленных на улучшение инвестиционного климата.

Провести комплексную оценку хода реализации и эффективности заключенных инвестиционных договоров; ограничить практику установления социальных и других некоммерческих обязательств при заключении инвестиционного договора; пересмотреть с целью сокращения перечень обязательных условий этих договоров.

Обратить внимание на более качественную подготовку инвестиционных предложений для потенциальных инвесторов, в том числе предложений в рамках государственно-частного партнерства.

Обеспечить совершенствование механизма государственно-частного партнерства с четким распределением полномочий между государственными органами и организациями, чтобы сделать его более понятным для инвестора. Рассмотреть целесообразность возвращения положения о возможности иностранной компании выступать в качестве частного партнера при заключении соглашений о государственно-частном партнерстве.

Работать над повышением доверия иностранного инвестора к государству как надежному партнеру, минимизацией количества дел против Республики Беларусь, рассматриваемых в международных судах, включая международные арбитражные суды; рассмотреть возможность отказа от иммунитета государства в отношениях с иностранными инвесторами.

Расширять практику включения в инвестиционные договоры условия о применяемом праве при инвестиционных спорах.

Упростить доступ иностранных инвесторов к земельным, природным, энергетическим, трудовым и иным ресурсам, исключить ограничения в отношении репатриации прибыли.

Осуществлять совершенствование национального законодательства в целях стимулирования инвестиционной активности в направлении укрепления гарантии защиты прав собственности, законодательного регулирования порядка национализации, повышения стабильности работы инвесторов, ухода от специальной фиксации перечня их прав и обязанностей, снижения и оптимизации мер административной и уголовной ответственности в экономической сфере, упрощения налогового администрирования, обеспечения механизмов защиты добросовестных инвесторов, совершенствования корпоративного законодательства и законодательства в сфере инвестиций, актуализации нормативного регулирования государственно-частного партнерства, в областях налоговой политики, интеллектуальной собственности и антимонопольной деятельности.

Проанализировать существующие требования к субъектам хозяйствования при ведении бизнеса в Республике Беларусь и упразднить излишние требования, устаревшие в связи с развитием новых и высоких технологий (например, заменить заказ-наряд на фрахтование электронной квитанцией).

С целью сокращения количества дел в судах по административным правонарушениям в экономической сфере продолжить работу по анализу правонарушений в экономической сфере, определив четкие критерии малозначительности совершенных правонарушений, при наличии которых субъекты хозяйствования могут освобождаться от ответственности.

Выработать эффективные решения в отношении приватизации градообразующих и монопольных предприятий. Обеспечить вовлечение свободных производственных и сельскохозяйственных активов в оборот.

Рассмотреть возможность расширения использования права собственности на землю как одного из ключевых элементов стимулирования инвестиций.

Принимать меры по развитию необходимой инфраструктуры на инвестиционных объектах.

Гармонизировать национальное законодательство с законодательством наиболее привлекательных в инвестиционном отношении стран, в том числе путем имплементации в законодательство Республики Беларусь механизмов, привычных иностранным инвесторам, таких как, например, стабилизационная оговорка, институт коммерческого займа, четкий и понятный механизм компенсации инвесторам в случае национализации, упрощенный механизм заключения дополнительных соглашений к инвестиционным договорам.

Подготовить с учетом состоявшегося обсуждения с участием представителей международных и общественных организаций, бизнес-сообществ, субъектов хозяйствования Республики Беларусь и иностранных инвесторовобоснованные предложения в текст инициированного депутатами Палаты представителей и дорабатываемого в настоящее время к рассмотрению Палатой представителей во втором чтении проекта Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об инвестициях», а также активизировать работу по подготовке к рассмотрению во втором чтении проекта Закона Республики Беларусь «Об изменении некоторых кодексов Республики Беларусь» и совершенствованию иных актов законодательства, включая проект Указа Президента Республики Беларусь по вопросам распоряжения государственным имуществом, а также ряд постановлений Совета Министров Республики Беларусь, в целях совершенствования условий привлечения в экономику страны инвестиций, улучшения деловой среды, повышения инвестиционной привлекательности.

Продолжить работу по продвижению положительного международного имиджа Республики Беларусь как страны с благоприятными условиями для ведения бизнеса. Шире презентовать и использовать практический опыт успешных инвестиционных проектов нашей страны.


Новости по теме: международным делам
Все новости
Главные новости
Все новости Законодательная деятельность Международная деятельность Общественно-политическая деятельность