Рус Бел Eng
Главная / О Палате представителей / Основные направления деятельности Палаты представителей

Основные направления деятельности Палаты представителей

Законодательная деятельность

Национальным собранием Республики Беларусь создана качественно новая система законодательства, прогрессивная по своей сути, отвечающая современным потребностям личности, общества и государства, способная обеспечить решение стоящих перед страной стратегических задач. Национальным собранием Республики Беларусь принято более 2400 законов, в том числе 35 кодексов.

Важную роль в развитии конституционного законодательства сыграло принятие программного Закона «Об утверждении Основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь», определившего стратегию развития государства на перспективу. Среди актов, регламентирующих деятельность высших государственных органов, а также органов исполнительной власти, следует отметить законы «О Президенте Республики Беларусь», «О Совете Министров Республики Беларусь», «О прокуратуре Республики Беларусь».

С принятием законов «О Национальном собрании Республики Беларусь» и «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь» завершено формирование правовых основ деятельности белорусского Парламента.

Новый Закон «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» позволил оптимизировать компетенцию местных органов власти, укрепить правовой статус органов территориального общественного самоуправления, повысить их роль в жизни регионов.

Усовершенствована нормативно-правовая база судебной власти. Принят Закон «О конституционном судопроизводстве». Кодексом о судоустройстве и статусе судей систематизировано законодательство в этой сфере, определены структура судебной системы, задачи и принципы деятельности всех ее звеньев, порядок формирования и компетенция судов различных уровней и специализации, статус судей. Откорректированы основы хозяйственного судопроизводства, расширена практика разрешения спорных ситуаций в досудебном порядке, а также с использованием упрощенных и примирительных процедур, укреплен статус третейских судов. С принятием Закона «О нотариате и нотариальной деятельности» сформированы правовые основы деятельности нотариата.

Большое значение для развития демократических основ белорусской государственности и структур гражданского общества имеют законы «О порядке реализации права законодательной инициативы гражданами Республики Беларусь», «О республиканских государственно-общественных объединениях», «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь», «О республиканских и местных собраниях», «О политических партиях» и «Об общественных объединениях». В целях систематизации избирательного права и приведения его в соответствие с современным уровнем развития общественно-политических институтов принят Избирательный кодекс.

Парламентарии особое внимание уделяют работе по дебюрократизации деятельности государственных органов. Правовое поле для решения этой проблемы создано законами «Об основах административных процедур», «Об обращениях граждан и юридических лиц» и «Об электронном документе и электронной цифровой подписи».

Важную роль в реализации стратегии социально-экономического развития страны играет проведение эффективной бюджетной политики. Принятие законов о республиканском бюджете на очередной финансовый год, а также законов об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год позволяет обеспечивать поддержку и модернизацию национальной экономики, создавать условия для ее инновационного развития. При этом всегда строго выдерживается социальная направленность бюджета.

В сфере постоянного внимания парламентариев находятся вопросы создания оптимальных условий для осуществления хозяйственной деятельности, обеспечения судебной защиты прав и законных интересов субъектов хозяйствования. Наиболее значимыми в этой области являются Гражданский, Гражданский процессуальный и Хозяйственный процессуальный кодексы, а также законы «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним», «Об экономической несостоятельности (банкротстве)».

Созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности способствуют законы «О хозяйственных обществах», «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», «О ценообразовании», «О товарных биржах», «О естественных монополиях», «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Законами «О поддержке малого и среднего предпринимательства» и «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» созданы правовые предпосылки для оживления деловой активности, повышения роли этого сектора в структуре национальной экономики.

Усовершенствовано правовое регулирование отношений в области приватизации государственного имущества. В целях обеспечения защиты государственных интересов законодательно определены объекты, находящиеся только в собственности государства, а также виды деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства.

Значимым фактором экономического роста республики является законодательное обеспечение эффективной финансово-кредитной политики. Важнейшими здесь стали Налоговый и Банковский кодексы, Закон «О валютном регулировании и валютном контроле».

В целях улучшения инвестиционного климата, повышения устойчивости и эффективности работы банковской системы страны скорректирован Закон «О гарантированном возмещении банковских вкладов (депозитов) физических лиц». Созданию правовых основ системы долгосрочного кредитования под залог недвижимого имущества, определению порядка работы с именными ценными бумагами закладными способствует Закон «Об ипотеке». На укрепление платежной дисциплины и повышение заинтересованности физических и юридических лиц в исполнении кредитных обязательств направлены нормы Закона «О кредитных историях».

На новый уровень вышло бюджетное законодательство. Принятие Бюджетного кодекса позволило приблизить бюджетную классификацию к требованиям международных стандартов, закрепить постоянные источники доходов и расходные полномочия за каждым уровнем бюджетной системы, обеспечить переход к механизму среднесрочного бюджетного планирования и поэтапному внедрению программного метода финансирования расходов.

С принятием в 2009 году Особенной части Налогового кодекса завершилась многолетняя работа по кодификации налогового законодательства.

Урегулированы отношения в конкретных областях экономической деятельности. Приняты Воздушный кодекс, кодексы торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта. Формированию благоприятной конкурентной среды способствуют нормы законов «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь», «О рекламе», «О туризме», «Об основах транспортной деятельности», «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь», «О почтовой связи», «Об электросвязи», «О ветеринарной деятельности». Ряд законов направлен на обеспечение энергетической безопасности.

На развитие фундаментальной и прикладной науки, создание правовых условий для перевода экономики на инновационный путь направлены законы «О Национальной академии наук Беларуси», «О научной деятельности», «О научно-технической информации», а также законы, регулирующие научную, научно-техническую и инновационную деятельность. Сформированы правовые основы развития интеллектуальной деятельности, повышения заинтересованности ученых и изобретателей в результатах своего труда, усилена защита их прав.

В реализации идеи социального государства особую роль играет законодательство о труде и занятости населения, социальной защите и социальном страховании. Вопросы обеспечения конституционного права на труд урегулированы Трудовым кодексом, законами «О занятости населения Республики Беларусь», «О внешней трудовой миграции». Приняты меры по развитию системы социального партнерства, совершенствованию форм и методов взаимодействия профсоюзов с нанимателями и органами государственного управления.

Созданию надлежащих условий труда и обеспечению безопасности жизни и здоровья работников служит Закон «Об охране труда». Закон «О профессиональном пенсионном страховании» позволяет сформировать достаточно гибкую систему профессионального пенсионного обеспечения. Кроме того, приняты ряд законов, в которых закреплены правовые нормы, обеспечивающие реализацию мер по предупреждению инвалидности. Введены нормы о трудовой реабилитации инвалидов, их трудовой и социальной адаптации, создании для них безбарьерной среды.

Среди важнейших вопросов законодательства — расширение пакета социальных гарантий, предоставляемых государством. В этой сфере эффективно действуют законы «О государственных минимальных социальных стандартах», «О социальном обслуживании», «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь», «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования», «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий», «О ветеранах».

Важным направлением деятельности Парламента является создание правового механизма государственной защиты и поддержки семьи, улучшения демографической ситуации. Принят Закон «О демографической безопасности Республики Беларусь». Прогрессивные принципы регулирования брачно-семейных отношений положены в основу Кодекса о браке и семье.

Гарантии социальной защиты семьи и поддержки материнства закреплены Законом «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей». На особом контроле у парламентариев и такие важные вопросы, как борьба с социальным сиротством и формирование у граждан ответственного отношения к выполнению своих родительских обязанностей. На обеспечение всесторонней гарантированной защиты детства направлены законы «О правах ребенка» и «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Принятие Кодекса об образовании завершило формирование целостной системы национального законодательства об образовании. На повышение роли молодежи в жизни общества направлен и Закон «Об основах государственной молодежной политики».

Важные задачи по сохранению и приумножению культурного потенциала нации решаются в Кодексе  Республике Беларусь  о культуре.

Неизменными приоритетами государственной политики являются сохранение здоровья нации, культивирование здорового образа жизни. Достижения в этой области закреплены в законах «О здравоохранении» и «О физической культуре и спорте». Развитию системы здравоохранения способствуют законы «О безопасности генно-инженерной деятельности», «О вспомогательных репродуктивных технологиях», «О лекарственных средствах», «О трансплантации органов и тканей человека», «О донорстве крови и ее компонентов», «Об оказании психологической помощи», «О предупреждении распространения заболеваний, представляющих опасность для здоровья населения, вируса иммунодефицита человека» и «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов являются важным условием обеспечения экологической безопасности, устойчивого экономического развития, реализации конституционных прав граждан на благоприятную для жизни и здоровья окружающую среду. В этой области законодательства эффективно работают Кодекс о недрах, Кодекс о земле, Водный и Лесной кодексы, а также законы «Об охране окружающей среды», «О радиационной безопасности населения», «О растительном мире», «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценки и оценке воздействия на окружающую среду», «Об охране озонового слоя», «О гидрометеорологической деятельности», «О питьевом водоснабжении», «Об охране атмосферного воздуха».

Необходимым условием устойчивого социально-экономического развития, проведения демократических преобразований и либерализации всех сторон жизни общества является способность государства обеспечивать законность и правопорядок. Этот принцип заложен в основу законодательства об органах внутренних дел, об органах государственной безопасности, о прокуратуре, о следственном комитете.  На это направлены законы «Об оперативно-розыскной деятельности», «О борьбе с организованной преступностью», «О противодействии экстремизму», «О противодействии торговле людьми», «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения», «О борьбе с коррупцией», «О порядке и условиях содержания лиц под стражей», «О международной правовой помощи по уголовным делам». Вопросы уголовной ответственности регулируются Уголовным, Уголовно-процессуальным и Уголовно-исполнительным кодексами.

В целях создания системы предупреждения правонарушений приняты законы «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Об основах деятельности по профилактике правонарушений», «О наркотических средствах, психотропных веществах, их прекурсорах и аналогах», «Об участии граждан в охране правопорядка».

Важным вкладом в обеспечение национальной безопасности стало правовое закрепление фундаментальных принципов законодательства об обороне. Они сформулированы в программном Законе «Об утверждении Военной доктрины Республики Беларусь» и базовых законах «Об обороне», «О Вооруженных Силах Республики Беларусь», «О Государственной границе Республики Беларусь», «О военном положении», «О чрезвычайном положении». На обеспечение надежной защиты суверенитета государства и боеспособности Вооруженных Сил Республики Беларусь направлены законы «О мобилизационной подготовке и мобилизации», «Об оружии», «О государственной охране», «О государственных секретах», «Об органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь».

С принятием закона «Об альтернативной службе» получило законодательное закрепление конституционное право граждан на альтернативную службу.

Продвижению национальных интересов на международной арене, развитию взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами, защите белорусских граждан как на территории страны, так и за ее пределами способствуют законы «О международных договорах Республики Беларусь», «О мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами», «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», «О гражданстве Республики Беларусь», «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь», «О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь».

Значимой составляющей международной и межпарламентской деятельности является формирование договорной базы. Принято более 1000 законов о выражении согласия Республики Беларусь на обязательность для нее международных договоров. Особо важными являются соглашения, направленные на расширение возможностей реализации гражданами Беларуси своих социальных прав и совершенствование системы социальной защиты.

Ратификация ряда соглашений в рамках Союзного государства позволила обеспечить равные права гражданам Беларуси и России в области социального обеспечения, на получение медицинской помощи, свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства.

Большую роль парламентарии сыграли в формировании правовой базы евразийского экономического союза, сосредоточив усилия на защите отечественных производителей и продвижении национальных интересов на евразийском рынке.

Международная и межпарламентская деятельность

Национальное собрание Республики Беларусь активно участвует в формировании и проведении внешнеполитического курса государства, важнейшими принципами которого являются многовекторность и соблюдение национальных интересов при безусловном сохранении государственного суверенитета.

Международная деятельность Парламента осуществляется через разнообразные формы двустороннего и многостороннего сотрудничества с парламентами иностранных государств, включая обмен визитами, проведение переговоров с зарубежными парламентариями, политиками, дипломатами, бизнесменами, общественными деятелями, участие в работе международных парламентских организаций, развитие договорно-правовой базы межпарламентского сотрудничества.

Национальное собрание установило двусторонние отношения с парламентами более чем 70 стран мира, наладило плодотворные связи с международным парламентским сообществом. В Парламенте действуют рабочие группы по сотрудничеству с парламентами иностранных государств, заключены соглашения о сотрудничестве с парламентами таких стран,  как Азербайджан, Армения, Бахрейн, Вьетнам, Иран, Китай, Куба, Молдова, Россия, Сирия и других.

Белорусский Парламент активно работает в разных международных и межпарламентских структурах. В Национальном собрании создано 13 постоянно действующих делегаций в таких организациях.

Важнейшим направлением международного сотрудничества является участие Национального собрания Республики Беларусь в деятельности Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, межпарламентских ассамблей СНГ и ЕврАзЭС, Парламентской Ассамблеи ОДКБ.

Являясь полноправным членом этих международных организаций, белорусский Парламент принимает активное участие в разработке и рассмотрении проектов бюджета Союзного государства, модельных законодательных актов МПА СНГ, типовых проектов МПА ЕврАзЭС и Основ законодательства ЕврАзЭС, других нормативных правовых актов. За период своей деятельности Национальное собрание приняло участие в рассмотрении и принятии более 300 модельных законов и кодексов, подготовленных по линии этих международных организаций.

Парламент Республики Беларусь имеет полноправное членство в таких авторитетных межпарламентских организациях, как Межпарламентский союз, Парламентская ассамблея Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, парламентская структура Центральноевропейской инициативы, Межпарламентская ассамблея православия.

В 2009 году Беларусь на правительственном уровне вошла в качестве наблюдателя в Совет государств Балтийского моря. Проводится активная работа по налаживанию взаимодействия с Парламентской конференцией Балтийского моря.

Предпринят ряд шагов в направлении восстановления статуса «специально приглашенного» в Парламентской ассамблее Совета Европы. Национальное собрание Республики Беларусь также демонстрирует открытость к диалогу с Европейским парламентом.

Важным направлением работы белорусских парламентариев является осуществление контактов с такими международными организациями, как Парламентская ассамблея Черноморского экономического сотрудничества, Северный совет и МПА АСЕАН.

Эффективным инструментом доведения позиции Республики Беларусь по наиболее значимым вопросам международной повестки дня и развития межпарламентского сотрудничества является участие руководства белорусского Парламента во всемирных конференциях руководителей парламентов.

Осуществление контрольных полномочий

Основываясь на фундаментальных положениях Конституции Республики Беларусь о разделении государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, Парламент активно использует весь спектр форм и средств парламентского контроля, предусмотренных законодательными актами.

Парламентарии ежегодно утверждают республиканский бюджет и отчет о его исполнении. Правительство регулярно представляет депутатам Палаты представителей и членам Совета Республики информацию об итогах социально-экономического развития страны, о ходе выполнения государственных программ и о положении дел в разных сферах экономики.

Эффективным способом организации диалога законодательной и исполнительной ветвей власти является проведение совместных заседаний палат Парламента для вопросов депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики и ответов Правительства. Такая форма работы позволяет всесторонне рассматривать и конструктивно разрешать самый широкий круг проблем. Совместная работа с Правительством в этом формате предоставляет парламентариям возможность влиять на принятие решений по ключевым направлениям социально-экономического развития страны.

Активно используется и такая форма работы, как парламентские слушания, в ходе которых рассматриваются наиболее значимые аспекты жизни страны. В них принимают участие представители Правительства, республиканских органов государственного управления, областных и районных исполнительных комитетов и Советов депутатов, общественных объединений, дипломаты, международные эксперты, ученые и журналисты.

В рамках парламентских слушаний всесторонне обсуждаются вопросы защиты прав человека, ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, концепция приватизации в Республике Беларусь, стратегия инновационного развития экономики, пути совершенствования сферы образования, формирования здорового образа жизни, ход реализации государственной жилищной политики, вопросы жилищного кредитования населения и других.

Большое значение во взаимоотношениях с другими ветвями власти имеет и такая форма контроля, как запрос депутата Палаты представителей. Парламентарии нередко обращаются с запросами к Премьер-министру, Генеральному прокурору, Председателю Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, другим должностным лицам.

Палата представителей для осуществления контроля за конституционностью нормативных правовых актов наделена правом обращения в Конституционный Суд. Предметом обращений являлись нормы пенсионного, налогового, трудового, жилищного и уголовного законодательства.

Работа депутатов Палаты представителей в избирательных округах

Важной составляющей депутатской деятельности является работа в избирательных округах. Для общения с избирателями ежемесячно отводится не менее трети рабочего времени депутатов.

Встречи с избирателями, личные приемы граждан, взаимодействие с местными исполнительными комитетами и Советами депутатов в решении конкретных проблем граждан и регионов — приоритетные направления работы парламентариев на местах.

Деятельность депутатов в округах достаточно многоплановая и постоянно трансформируется. Наибольшую актуальность на местах приобрели такие формы работы, как семинары, круглые столы, встречи с активом предприятий, организаций и общественных объединений, пресс-конференции. На таких мероприятиях обсуждаются законопроекты, рассматриваются важнейшие вопросы жизни регионов и населения.

Парламентарии принимают участие в работе сессий местных Советов депутатов и заседаниях исполкомов, оказывают содействие в реализации программ социально-экономического развития территорий, региональных программ. Депутаты осуществляют контроль и оказывают помощь по строительству и вводу социально значимых объектов, работают в составе комиссий по проверке деятельности предприятий и учреждений, участвуют в иных мероприятиях местного уровня.

Знание ситуации в регионах, профессионализм и политическая зрелость позволяют депутатам гибко и оперативно реагировать на экономические проблемы отдельных предприятий. Пути их разрешения обсуждаются на встречах с руководством исполкомов, членами Правительства. При содействии депутатов завершено строительство ряда замороженных объектов, решены многие финансовые и производственные проблемы предприятий, а также ряд социальных вопросов.

220010, Республика Беларусь, г. Минск, ул. Советская, 11

Отдел по организации работы с документами
Тел.: (017) 222 32 62
Факс: (017) 327 37 84
E-mail: kc1@house.gov.by

Отдел по работе с обращениями граждан и юридических лиц
Тел.: (017) 222 62 52
          (017) 222 63 58

Направить электронное обращение в адрес Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь и ее Секретариата вы можете здесь

Пресс-служба
Тел./Факс: (017) 222 64 75
E-mail: inform@house.gov.by