20 декабря 2017 года, двенадцатое заседание Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь шестого созыва, закрытие третьей сессии
Рассматриваемые вопросы |
Регистрац. номер |
Кем внесен |
Этап рассмот-рения |
Докладчик, содокладчик |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. О проекте Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Воздушный кодекс Республики Беларусь» |
40-13/62 |
Советом Министров Республики Беларусь |
Первое чтение |
Двигалев Олег Николаевич — Председатель Государственного военно-промышленного комитета Республики Беларусь, Комаровский Игорь Сергеевич — заместитель председателя Постоянной комиссии по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи |
2. О проекте Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь» |
40-13/61 |
Советом Министров Республики Беларусь |
Первое чтение |
Кручанов Александр Владимирович — первый заместитель Министра архитектуры и строительства Республики Беларусь, Гурский Дмитрий Михайлович — заместитель председателя Постоянной комиссии по жилищной политике и строительству |
Парламентарии рассмотрели два законопроекта в первом чтении.
О проекте Закона «О внесении дополнений и изменений в Воздушный кодекс Республики Беларусь»рассказали Председатель Государственного военно-промышленного комитета Республики Беларусь Двигалев О.Н. и заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Комаровский И.С.
Подготовка законопроекта обусловлена тем, что правоприменительной практикой выявлен ряд пробелов в Воздушном кодексе Республики Беларусь, которые не позволяют Государственному военно-промышленному комитету Республики Беларусь в полном объеме и с надлежащим качеством реализовывать возложенные на него полномочия в области экспериментальной авиации.
Ряд требований и нормативных предписаний Воздушного кодекса регламентирует правоотношения только в области гражданской авиации, в то время как они должны распространяться также и на отношения в области экспериментальной и государственной авиации. Это касается вопросов сертификации, контроля, допуска к эксплуатации воздушных судов и т.д.
В этих целях расширяется и уточняется понятийный аппарат Воздушного кодекса, отдельное правовое регулирование получают беспилотные авиационные комплексы (далее — БАК), в то время как действующее законодательство регулирует лишь использование беспилотных летательных аппаратов (далее — БПЛА), являющихся частью БАК.
Отсутствие систем, предотвращающих столкновение БПЛА с пилотируемыми воздушными судами, и высокая вероятность неконтролируемого падения на землю существенно ограничивают возможность выполнения полетов БПЛА в общем воздушном пространстве совместно с другими летательными аппаратами, а также возможность использования БПЛА в населенных районах. Для снижения уровня риска нанесения ущерба предлагается установить обязательную процедуру сертификации БАК в зависимости от классификации БПЛА по взлетной массе.
Восполняется пробел в Воздушном кодексе в части отсутствия органа, осуществляющего контроль в области экспериментальной авиации. Этот контроль предлагается возложить на специально уполномоченный орган в области экспериментальной авиации, то есть Государственный военно-промышленный комитет Республики Беларусь.
Законопроектом предлагаются нормы направленные на обеспечение согласованности правовых норм и предписаний как внутри Воздушного кодекса, так и самого кодекса с иными законодательными актами, устранены коллизии в правоприменительной практике, а также соблюдение конституционных прав граждан Республики Беларусь. В частности, медицинское обеспечение дополняется обучением экипажа гражданского воздушного судна методам оказания первой помощи при состояниях, представляющих угрозу для жизни и (или) здоровья пассажиров на борту гражданского воздушного судна. Кроме того, выстраивается четкая система нормативного регулирования медицинского обеспечения полетов соответствующими авиационными правилами.
Законопроект предусматривает значительное количество иных корректировок Воздушного кодекса с учетом практики правоприменения.
Первый заместитель Министра архитектуры и строительства Республики Беларусь Кручанов А.В. выступил с докладом по проекту Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь» (содокладчик — заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по жилищной политике и строительству Гурский Д.М.).
Проект Закона предусматривает расширение инструментария государственной поддержки при строительстве (реконструкции) жилых помещений, предусматривающие предоставление отдельным категориям граждан, помимо льготного кредита и одноразовой субсидии, субсидии на уплату части процентов за пользование кредитами, выдаваемыми банками на строительство (реконструкцию) жилья, и субсидии на погашение основного долга по этим кредитам.
В частности, указанные изменения затронули участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий на территории других государств, инвалидов Великой Отечественной войны и инвалидов боевых действий на территории других государств, лиц, награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны, лиц, работавших на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, членам экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств, лиц, работавших на предприятиях, в учреждениях и организациях города Ленинграда в период блокады с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года и награжденным медалью «За оборону Ленинграда», и лицам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», и других.
С заключительным словом на сессии выступил Председатель Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Андрейченко В.П.
Выступление Председателя Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Андрейченко В.П. на закрытии третьей сессии
Уважаемые депутаты, члены Правительства и приглашенные!
Третья сессия Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь шестого созыва завершает свою работу.
Повестка дня исчерпана — рассмотрено более 60 законопроектов, приняты к сведению 5 декретов Президента Республики Беларусь.
Основные усилия депутатского корпуса в этот период были сосредоточены на правовом обеспечении стратегии социально-экономического развития, укреплении суверенитета, упрочении позиций государства на международной арене и создании надежных условий для повышения благосостояния наших граждан.
Важнейшим итогом сессии, безусловно, стало принятие пакета документов, определяющих реализацию сбалансированной бюджетно-налоговой политики в 2018 году.
Проект республиканского бюджета формировался на фоне улучшения макроэкономической ситуации. Это позволило создать необходимые финансовые условия для закрепления позитивных тенденций. И хотя требования к расходованию государственных средств по-прежнему остаются жесткими, в бюджете заложена возможность сфокусировать необходимые ресурсы на поддержке реального сектора и решении задач инновационного характера. В следующем году будут также увеличены расходы на важнейшие социальные мероприятия, повышены зарплаты, пенсии и другие социальные выплаты.
Проведение сессии совпало с поистине знаковым событием в экономической жизни страны. С принятием Президентом Республики Беларусь ряда востребованных мер по развитию предпринимательства сделан важный шаг навстречу бизнес-сообществу.
Новые подходы к управлению экономикой нашли свое развитие и в результатах сессии. В русле поручений Главы государства принят комплекс законодательных решений, нацеленных на либерализацию хозяйственной деятельности, содействие добросовестной конкуренции, повышение инвестиционной привлекательности страны, расширение использования цифровых технологий в экономике. Развитию коммерческой деятельности будет способствовать совершенствование банковской сферы.
На раскрепощение деловой инициативы непосредственно была направлена работа по корректировке административного законодательства. Смягчена ответственность за незначительные экономические нарушения. В совокупности с мерами, принятыми в сферах антимонопольной политики и стимулирования деловой активности, эти решения существенно расширяют диапазон возможностей для людей, которые хотят открыть свое дело.
Депутатам и в дальнейшем надо продолжать активную работу по улучшению условий ведения бизнеса, совершенствованию механизмов государственно-частного партнерства, повышению доступности банковских ресурсов. Свое логическое завершение должны получить депутатские инициативы по вопросам инвестиций и приватизации.
Одновременно с решением назревших экономических задач на сессии принят ряд мер по усилению социальной защиты граждан. Пенсию по возрасту теперь будут получать и лица, которые долгое время выполняли социально значимые виды деятельности и поэтому не смогли набрать необходимый стаж работы. Речь здесь идет о военнослужащих, людях, которые ухаживали за инвалидами или престарелыми. Кроме того, расширены возможности в финансировании мероприятий, проводимых ветеранскими организациями.
Несколько правовых новаций касаются развития массового физкультурного движения и спорта высоких достижений, усиления борьбы с допингом.
Ко второму чтению сегодня готовятся проекты законов по вопросам питьевого водоснабжения и защиты прав потребителей. Все это очень чувствительные для населения темы. И депутатам необходимо самое серьезное внимание уделить повышению качества и доступности предоставляемых гражданам услуг.
В ходе сессии серьезно пополнилась международно-договорная база страны. Важно отметить, что многие из ратифицированных документов помогут обеспечить приток иностранных инвестиций, развитие предпринимательства, повысят конкурентоспособность белорусских производителей на внешних рынках.
В числе наиболее значимых документов международного блока надо назвать Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза, соглашения, направленные на реализацию социально-экономических проектов в приграничных регионах республики за счет средств Евросоюза, поддержку малого и среднего бизнеса при участии Международного банка реконструкции и развития, а также договоры по вопросам строительства Экономического пояса Шелкового пути. Кстати, завтра на базе Белорусско-Китайского индустриального парка пройдет семинар, в ходе которого депутаты Палаты представителей обсудят перспективы дальнейшей работы в этом направлении.
В целом парламентская дипломатия вносит достаточно серьезный вклад в реализацию внешнеполитического курса государства. В нынешнем созыве значительно активизировалась работа групп дружбы Национального собрания Беларуси. К примеру, мы очень продуктивно контактировали с нашими коллегами из Азербайджана, Армении, Грузии.
Реальные плоды начинают приносить наши усилия на африканском направлении. В ходе визита белорусской парламентской делегации в Судан был подписан ряд важных контрактов. Кроме того, мы договорились о развитии кооперации в банковской сфере, машиностроении, переработке полезных ископаемых. Для расширения белорусского присутствия на этом континенте надо добиваться эффективного сотрудничества с Панафриканским парламентом и расширения деловых контактов со странами Африки.
За короткое время мы значительно нарастили свою активность на европейском векторе. Мы сегодня ведем интенсивный заинтересованный диалог с парламентариями Германии, Латвии, Польши, Румынии, Сербии, Словакии, Франции, Швейцарии, Эстонии. Нужно активнее переводить его в практическую плоскость, содействуя реализации задач, поставленных Главой государства по защите и продвижению экономических интересов страны.
Расширение географии наших контактов помогает укреплению позитивного имиджа Национального собрания в Межпарламентском союзе, парламентских ассамблеях ОБСЕ, Центральноевропейской инициативы и некоторых других авторитетных международных структурах. Позитивные тенденции наметились и в развитии диалога с Парламентской ассамблеей Совета Европы. С января будущего года наша делегация сможет участвовать в обсуждении всех вопросов, которые рассматриваются на заседаниях политической комиссии этой организации. Наша задача — воспользоваться этими возможностями для разъяснения позиций страны по принципиальным вопросам и продвижения белорусских инициатив, содействующих сохранению стабильности, безопасности и сотрудничества в мире.
В этом же ключе надо работать и в рамках Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ и Парламентской Ассамблеи ОДКБ. На первый план здесь выходят такие актуальные, непосредственно связанные с защитой суверенитета темы, как кибербезопасность и гибридные войны. Белорусским парламентариям есть что предложить своим коллегам в этой области.
Говоря о работе по углублению белорусско-российской интеграции, необходимо отметить прошедшую, 53-ю сессию Парламентского Собрания Союза Беларуси и России. Ее результатом стало принятие проекта союзного бюджета на 2018 год, а также документа, определяющего стратегию развития Союзного государства на очередное пятилетие. Реализация этих планов — сфера ответственности в том числе и депутатов наших стран. Опыт первых белорусско-российских парламентских слушаний, посвященных гармонизации законодательств в сфере обеспечения равных прав граждан, показывает, что у нас в этом плане еще много неиспользованных резервов.
Мы продолжим активно работать в формате международных парламентских организаций и в следующем полугодии. Депутаты примут участие в зимнем заседании Парламентской ассамблеи ОБСЕ, мероприятиях Межпарламентского союза, Парламентской ассамблеи Совета Европы, Межпарламентской ассамблеи православия, Парламентской ассамблеи Черноморского экономического сотрудничества и других.
Нам необходимо серьезно подготовиться к проведению в Беларуси выездного заседания Постоянной комиссии ПА ОДКБ по вопросам обороны и безопасности, мероприятий Парламентского Собрания Союза Беларуси и России. Мы также направим своих представителей в составы международных миссий по наблюдению за ходом избирательных кампаний в государствах СНГ.
У нас есть конкретные наработки и в области двустороннего сотрудничества. Их надо реализовать во время очередных визитов белорусских парламентариев в Китай, Латвию, Швейцарию, Эстонию. В свою очередь, с конкретными предложениями в Беларусь планируют приехать делегации Индии, Молдовы и Пакистана.
Словом, уважаемые коллеги, темп работы набран достаточно неплохой. И теперь важно не снизить его в межсессионный период. Наряду с законотворческими и международными планами нам предстоит решить большой объем задач в избирательных округах. Работа с людьми — это главное направление нашей деятельности. В феврале в Беларуси пройдут выборы в местные Советы. В такие периоды социальная активность значительно вырастает, и, разумеется, депутатский корпус должен быть в гуще событий.
По устоявшейся традиции в последнюю неделю уходящего года в стране разворачивается масштабная благотворительная акция «Наши дети». Ее цель в том, чтобы ни один ребенок, оказавшийся в трудной жизненной ситуации, не остался в эти дни без внимания и заботы. Подарить таким детям праздник — это наша с вами святая обязанность.
Наименование законопроекта | Дата внесения | Субъект права законодательной инициативы | Постоянная комиссия | Стадия | ||
---|---|---|---|---|---|---|
«О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь» (вх. № 7130) | 30.11.2017 | Совет Министров Республики Беларусь | Комиссия по жилищной политике, торговле и строительству | Принят в первом чтении | 1 | 4 |
«О внесении дополнений и изменений в Воздушный кодекс Республики Беларусь» (вх. № 5929) | 12.10.2017 | Совет Министров Республики Беларусь | Комиссия по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи | Принят в первом чтении | 1 | 4 |