Рус Бел En
Главная / Деятельность / Законодательная деятельность / Законопроекты, поступившие на рассмотрение в Палату представителей

«Об особо охраняемых природных территориях»

Субъект права законодательной инициативы: Депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь
Входящий номер: 1885
Язык законопроекта: Русский
Описание законопроекта

16 октября 2018 года Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь принят проект Закона Республики Беларусь «Об особо охраняемых природных территориях» (далее — проект Закона), внесенный группой депутатов Палаты представителей.

Проект Закона подготовлен по инициативе группы депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь в целях реализации пункта 23 Национальной стратегии развития системы особо охраняемых природных территорий до 1 января 2030 г., утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 июля 2014 г. №649, на основании анализа правоприменительной практики и международного опыта регулирования общественных отношений, связанных с созданием и функционированием системы особо охраняемых природных территорий (России, Молдовы, Грузии, стран Европейского Союза и др.), с учетом необходимости максимального наполнения действующего закона нормами прямого действия, исключения из него дублирующих норм и изменения его структуры, а также с учетом требований международных договоров Республики Беларусь в области биологического и ландшафтного разнообразия.

Проект Закона максимально наполнен нормами прямого действия и содержит универсальные механизмы планирования развития системы особо охраняемых природных территорий (далее — ООПТ), подготовки научного и технико-экономического обоснования их объявления, преобразования и прекращения функционирования, разработки планов управления ими, проведения комплексного мониторинга экосистем на ООПТ, способствующие достижению одной из Целей устойчивого развития, изложенных в Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года,принятой мировыми лидерами, в том числе Президентом Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, на саммите Организации Объединенных Наций 25 сентября 2015 года: защита и восстановление экосистем суши и содействие их рациональному использованию, рациональное лесопользование, борьба с опустыниванием, прекращение и обращение вспять процесса деградации земель и прекращение процесса утраты биоразнообразия.

Проектом Закона предусматривается корректировка определений терминов «заповедник», «национальный парк», «заказник», «памятник природы», «ООПТ», «охрана ООПТ», введение определения термина «ценные природные комплексы и объекты».

Предлагается изменить классификацию ООПТ в части ликвидации деления заказников на виды.

В целях выполнения требования об установлении на уровне законодательных актов ограничений и запретов на осуществление хозяйственной и иной деятельности, природопользования проектом Закона предусмотрен перечень необходимых на текущем этапе ограничений и запретов, обеспечивающих охрану ценных природных комплексов и объектов, расположенных на ООПТ. Ряд из них устанавливается на всей территории ООПТ (статья 24 проекта Закона), а по отдельным ограничениям и запретам предоставляется право государственным органам, принимающим решение об объявлении, преобразовании ООПТ, определить участки ООПТ, на которых они будут действовать (пункты 4 и 6 статьи 27, пункт 3 статьи 28 проекта Закона). При этом предлагается предусмотреть норму, дающую право государственным органам, принимающим решение об объявлении или преобразовании ООПТ, устанавливать в целях обеспечения сохранности ценных природных комплексов и объектов дополнительные ограничения и запреты на осуществление хозяйственной и иной деятельности в случаях обоснованной необходимости, указанной в научном и технико-экономическом обосновании объявления, преобразования ООПТ.

Проектом Закона предусматривается исключение ряда дублирующих норм. В частности, объединяются в одну статью статьи по объявлению ООПТ, по особенностям правового положения ООПТ, а также по управлению ООПТ.

В целях сокращения расходов бюджетных средств и повышения эффективности их использования проектом Закона предусматривается возможность создания государственных природоохранных учреждений для управления несколькими ООПТ, независимо от их категории, вида и статуса.

Проектом Закона предусматривается ряд статей, обеспечивающих наполнение действующего закона нормами прямого действия. В частности статей, регламентирующих:

критерии выбора природных территорий для объявления их ООПТ;

подготовку научного и технико-экономического обоснования объявления, преобразования и прекращения функционирования ООПТ, в том числе перечень работ, которые необходимо выполнить для подготовки такого обоснования, перечень разделов, которые должно содержать обоснование и перечень документов, которые к нему прилагаются;

содержание планов управления ООПТ и порядок их подготовки и утверждения;

проведение комплексного мониторинга экосистем на ООПТ;

ведение реестра особо охраняемых природных территорий Республики Беларусь и использование его данных, в том числе порядок предоставления содержащейся в реестре информации заинтересованным лицам.

При подготовке ко второму чтению проект Закона дополнен нормами, предусматривающими:

установление ограничения заготовки древесных соков и осуществления иных видов пользования объектами растительного мира в сроки, определенные положением о национальном парке, заказнике;

дополнение перечня общих критериев выбора природных территорий для объявления их ООПТ таким критерием, как наличие на природной территории типичных и (или) редких природных ландшафтов и (или) биотопов.

Принятие проекта Закона Республики Беларусь «Об особо охраняемых природных территориях» позволит обеспечить полное и системное правовое регулирование вопросов объявления, преобразования, функционирования и прекращения функционирования ООПТ, сохранение биологического и ландшафтного разнообразия, формирование эффективно функционирующей системы особо охраняемых природных территорий, достижение показателей национальной безопасности в экологической сфере, а также позволит реализовать Национальную стратегию и стратегию по сохранению и устойчивому использованию биологического разнообразия, выполнить обязательства по Конвенции о биологическом разнообразии и другим международным договорам Республики Беларусь и при этом не повлечет выделения дополнительных средств из республиканского бюджета.

История законопроекта
Внесен группой депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь 2 апреля 2018 года.
История рассмотрения
Текущая стадия: Принят во втором чтении
Внесение в Палату представителей
Дата поступления в Палату представителей: 02.04.2018
Созыв: Шестой созыв
Сессия: Четвертая сессия
Постоянная комиссия, в которой находится на рассмотрении законопроект: по вопросам экологии, природопользования и чернобыльской катастрофы
Ответственный депутат: Конончук Татьяна Петровна
Ответственный работник Секретариата: Мацукевич Михаил Павлович — заведующий отделом по подготовке законопроектов и взаимодействию с Постоянной комиссией по вопросам экологии, природопользования и чернобыльской катастрофы
Первое чтение Второе чтение
Все законопроекты
Новости